На данной странице представлены извлечения из "Хроники избирательных кампаний в I и II Государственные думы в Сибири", составленной к.и.н.
Ю.П. Родионовым.

В них объясняется специфика выборов в Государственную думу в Сибири, по сравнению с другими губерниями и областями Российской империи.


Избирательный закон 11 декабря 1905 г., на основе которого проходили выборы и в I, и во II Государственные думы, был принят в условиях наивысшей неустойчивости самодержавия периода первой революции в России. Правительство, вынужденное отказаться от Думы "булыгинского образца", пытаясь избежать больших уступок, чем требовал политический расчет, изобрело сложный механизм выборов.

Так называемая куриальная система предусматривала, в частности, четырехступенные выборы в деревне: 1) выборы выборных от 10 дворов, 2) выборы уполномоченных от волости на волостном сходе, 3) избрание выборщиков на уездном съезде уполномоченных, 4) выборы членов Думы на губернском или областном избирательном съезде и двухстепенные - в городах (выборы выборщиков на городском избирательном собрании и выборы членов Думы на совместном съезде городских и сельских выборщиков). Системе выборов отводилась роль социального фильтра.

В думских планах правительства Сибирь занимала особое место. И Витте, и Столыпин стремились сохранить за обширным краем свойственное ему положение глухой провинции. Здесь выборы шли в мае - июне 1906 г., когда I Государственная дума уже заседала, а в правительственных сферах зрела мысль о ёе разгоне. На примере Сибири отрабатывался эксперимент эффективности избирательных кампаний в режиме военного положения.

Оно было введено царем указом 23 декабря 1905 г, во всех уездах, прилегавших к линии Сибирской железной дороги: Курганском, Ишимском, Тюкалинском Тобольской губернии, Петропавловском, Омском Акмолинской области, Каинском, Барнаульском, Томском, Мариинском Томской губернии, Ачинском, Красноярском, Канском Енисейской губернии, Нижнеудинском, Балаганском, Иркутском Иркутской губернии, а также в Тюменском и Тобольском уездах Тобольской губернии.

Творцы избирательного закона не включили Сибирь в число районов, в которых создавалась самостоятельная рабочая курия. Не полагаясь на рабочих и демократические слои интеллигенции, правительство надеялось на сохранение у крестьянства края монархического инстинкта.

Не случайно уполномоченным от волостей сибирских губерний предоставлялось право избрать 2/3 выборщиков (а в Тобольской губернии - свыше 80 %), в то время как в Европейской России крестьяне выбирали менее половины состава выборщиков.

Однако расчеты на консервативность крестьянства Сибири не оправдались, о чем свидетельствуют итоги выборных кампаний. В I Думу из 15 избранных депутатов (до роспуска Думы выборы состоялась лишь в трех губерниях - Тобольской, Томской, Енисейской и Акмолинской области) по партийной принадлежности 1 являлся октябристом, 1 - сторонником партии демократических реформ, 9 - кадетами, 2 - трудовиками, 1 - социал-демократом и 1 беспартийным.

Во II Думе значительно укрепили свои позиции социалисты - 2 эсера, 3 энеса и 3 социал-демократа, трудовиков увеличилось до 3 человек, кадетов, наоборот, сократилось до 4 человек, представительство партии демократических реформ осталось прежним - 1 человек, 4 объявили себя беспартийными депутатами (итого 20 членов II Думы от Сибири).

То обстоятельство, что выборы в I Думу в сибирских губерниях и областях (территория Тобольской, Томской, Енисейской, Иркутской губерний, Акмолинской и Забайкальской областей) проходили позднее, чем в европейской части страны, имело важным последствием участие в избирательной кампании социал-демократов, до конца апреля 1906 г. бойкотировавших выборы (I Дума открыла заседания 27 апреля 1906 г.).

Отказавшись от бойкота, сибирские социал-демократические комитеты в 1906 г. придерживались тем не менее различных тактических взглядов, например, в вопросе об избирательных соглашениях.

Томский комитет РСДРП на выборах поддержал "прогрессивных" (т.е. кадетских) кандидатов, а в Омске предложение местных кадетов о совместном списке социал-демократы отклонили, выступили самостоятельно и весьма успешно (депутатом Думы был избран социал-демократ В.И. Ишерский).

Сибирская администрация, в условиях военного положения, имела благоприятные возможности "корректировать" ход избирательных кампаний в I и II Государственные думы, чем она в ряде случаев и воспользовалась. Чиновники от выборов нередко "разъясняли" прогрессивно мысливших избирателей, особенно выборщиков, лишали их права голоса (в Барнауле, Красноярске и др.).

Выборы считались состоявшимися даже тогда, когда участвовали менее 50% граждан, включенных в избирательные списки.

Показатели участия населения Сибири в выборах свидетельствуют об индифферентном отношении многих избирателей к Государственной думе. Невысокий процент участвовавших (от 30 до 60 %) обусловлен рядом факторов: бюрократическим произволом на местах, запуганностью обывателя карательной экспедицией Меллера-Закомельского, усталостью масс от общественного противостояния 1905 года, отсутствием традиций парламентаризма и др. Тем более, что абсентеизм населения не вызывал реакции принуждения со стороны властей, во всяком случае в губернских и уездных городах.

Наказы депутатам скорее всего следует рассматривать как возложение надежд на конкретных представителей края, а не на Государственную думу как законодательное учреждение Российской империи.

Спокойное восприятие в Сибири известий о роспуске I и II Государственных дум, за исключением печатных пропагандистских кампаний социалистических организаций, подтверждает мысль о том, что в большинстве своем широкие массы края были свободными от иллюзии относительно собрания народных представителей.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Закрыть
Оцените, насколько обращение к сайту было полезным для вас.
закрыть
Сообщение об ошибке
Орфографическая ошибка в тексте:
Отправить сообщение администратору сайта: