Штильке Василий Константинович (1850 - 15 апреля 1908)
Родился 2 августа 1850 года в Барнауле в семье окружного казначея (дворянин).
Дед Штильке, выходец из Германии, поступил на русскую службу в 1800 году, последующие годы был аптекарем в Барнауле.
После окончания трех классов Барнаульского горного училища В.К. Штильке в начале 60-х годов поступил в Томскую гимназию, где и окончил "полный курс наук" в 1870 (по другим данным в 1871) году.
Из-за отсутствия средств для продолжения образования, он в течение года после окончания гимназии работал преподавателем географии, истории и алгебры в Томском духовном училище, которым тогда руководил Петр Иванович Макушин.
Несмотря на тяжелые условия жизни, В.К. Штильке уехал в Петербург и поступил в Медико-хирургическую академию, но со второго курса был отчислен за неуплату денег за учебу.
В столице он сблизился с народниками, вместе с Софьей Перовской вел активную работу по пропаганде народнических взглядов среди крестьян Черниговской губернии (1874 год). За организацию побега П. Кропоткина из тюрьмы В.К. Штильке во второй половине 70-х годов XIX века был в административном порядке выслан в Барнаул.
Возвратившись на родину, он некоторое время работал домашним учителем. Однако, как отмечалось в биографическом очерке, опубликованном в "Сибирских вопросах", "...частная учительская деятельность не вполне удовлетворяла Василия Константиновича. Он «как культурный одиночка», стал искать более широкой общественной работы, которая, как увидим ниже, нашлась в условиях местной захолустной жизни".
В 1884 году он стал инициатором создания "Общества попечения о начальном образовании в Барнауле", долгое время являясь его фактическим руководителем (в 1884-1893 годах - товарищем (заместителем) председателя и секретарем), инициатором, организатором и душою всех начинаний Общества.
"Нужно ли говорить, что представлял собою в ту пору Барнаул, – этот центр Алтайского горного округа, к которому тяготело все население алтайских городов, сел и деревень? Характерно одно, что в то время, когда в Барнауле был громадный процент лиц с высшим образованием, когда на него указывали, как «на золотое дно», народное образование в нем представляло следующую картину: для детей горных чиновников было горное училище, для духовенства – духовное училище, а для всего остального населения города в 13-15 тысяч человек была одна лишь приходская школа с 80 учащимся, в которой учили Бог знает кто и Бог знает чему", - так характеризовался уровень развития образования в регионе до начала деятельности "Общества попечения о начальном образовании в Барнауле" в журнале "Сибирские вопросы".
Деятельность Общества оставила глубокий след в истории народного образования и культуры Барнаула.
За первые 16 лет его работы, в основном на добровольные пожертвования, были открыты 2 бесплатные начальные школы (в них училась треть барнаульских школьников, главным образом дети малоимущих), 2 воскресные школы для взрослых, 2 бесплатные школьные и городская общественная (ныне краевая им. В.Я. Шишкова) библиотеки, рукодельный класс, классы пения, первый в городе книжный магазин, любительский театр, городской сад, устраивались народные чтения (типа лектория). В школах Общества ежегодно обучалось до 300 и оканчивало курс до 50 человек.
"Общество попечения о начальном образовании в Барнауле" долгое время добивалось разрешения у царского Кабинета, которому принадлежали земли Алтайского округа, на покупку участка для Народного дома. После неоднократных прошений Николай II передал Обществу участок земли с запущенным садом и полуразрушенным зданием бывшей заводской каторжной тюрьмы, сгоревшей в 1865 году.
А 17 декабря 1900 года состоялось открытие "Народного дома" (ныне краевая филармония) со зрительным залом, вмещавшим до 1.000 человек. За небольшую плату в "Народном доме" можно было посмотреть спектакль, послушать лекцию или прочитать интересную книгу.
Всего к 10-м годам XX века Общество собрало и израсходовало до 200 тысяч рублей, из которых 85 % пошло исключительно на народное образование.
Не случайно, "Общество попечения о начальном образовании в Барнауле" получило признание как одно из лучших в Сибири, его деятельность была отмечена серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
В.К. Штильке поддерживал близкие отношения с политссыльными, привлекая их для работы в Обществе, за что в жандармских документах характеризовался как "лицо самой сомнительной благонамеренности". С 1885 года и до конца жизни состоял под негласным наблюдением полиции.
Помимо этого, он принимал активное участие в деятельности "Обществе любителей исследования Алтая" (организовано в 1900 году) и "Обществе взаимопомощи личного труда в Барнауле".
Другим "пунктом", где В.К. Штильке проявил себя как педагог и общественный деятель, стала маленькая деревенька Власиха. Здесь им была основана школа, первые годы помещавшаяся в его небольшом домике. Потом, при содействии В.К. Штильке, для школы было выстроено епархиальное здание, послужившее образцом для 10 таких же зданий, построенных Алтайским управлением в память 150-летнего юбилея округа.
За 15 лет существования школы из 800 жителей деревни 500 человек стали грамотными. Затем, по инициативе и поддержке В.К. Штильке, власихинское общество открыло бесплатную народную библиотеку; была построена церковь, на которую, по его инициативе, было бесплатно выделено место в д. Власиха и 2000 р. из средств Кабинета.
Также В.К. Штильке принимал активное участие в работе органа местного самоуправления - Барнаульской городской Думы, будучи, как отмечалось в его биографии, "...тем типичным деятелем, без которого не обходилось ни одно общественное начинание. В одних случаях он являлся инициатором, в других обязательным консультантом и, в третьих, ярым защитником тех положений, которые он считал справедливыми и глубоко общественными"; занимался педагогической деятельностью - давал частные уроки в Барнауле, был учителем истории и словесности в Барнаульском горном училище; активно сотрудничал в газетах "Сибирская газета", "Восточное Обозрение", "Сибирская жизнь", "Сибирский листок" и "Сибирский вестник" и других сибирских и российских печатных органах.
Во время черносотенного погрома 23-24 октября 1905 года в Барнауле сильно пострадали семья и имущество В.К. Штильке: дом был разгромлен (особенно пострадала находящаяся в нем городская общественная библиотека), все имущество было разграблено, пристройки подожжены, одна из дочерей была ранена пулей. Сам он с помощью друзей успел уехать в д. Власиху, а оттуда - в Томск, где временно поселился.
Вернувшись 26 апреля 1906 года в Барнаул, он получил предписание временного томского губернатора К.С. Нолькена в 48 часов покинуть город "с воспрещением пребывания в пределах Сибири и Степного края на время продолжения военного положения...".
В.К. Штильке выехал в Санкт-Петербург, где был прикомандирован к Кабинету "для занятий по землеустроительным делам". Но петербургский климат, разлука с семьей губительно сказались на его и без того слабом здоровье. 27 октября 1907 он был вынужден уволиться по болезни. Ему была назначена пенсия, но дорога домой осталась закрытой.
В это время в Сибири шла избирательная кампания в III Государственную думу. Жители Барнаула предложили В.К. Штильке пройти нелегкую процедуру выборов. Больному просветителю давался шанс еще раз послужить людям, родному городу. Он согласился.
5 декабря 1907 года в Томске на губернском избирательном собрании он был избран членом Думы от Томской губернии, въезд в которую ему воспрещался.
В Государственной думе В.К. Штильке вошел во фракцию кадетов и в сибирскую парламентскую группу, возглавив существовавшую в составе группы комиссию по народному образованию, но сделать успел немного.
В период с декабря 1907 по 22 марта 1908 года он лишь единожды выступил в Думе по вопросу об утверждении штатов и выделении бюджетных средств Томскому бактериологическому институту им. И. и З. Чуриных (при Томском университете). С наступлением весны силы совсем оставили его.
После неоднократных просьб на имя томского губернатора, наконец, в апреле 1908 года В.К. Штильке разрешили на короткое время приехать к своей семье в Барнаул. Но свидеться с родными ему было не суждено.
Он умер 15 апреля 1908 года г. Новониколаевске (ныне Новосибирске) Томской губернии по дороге из Петербурга в Барнаул.
Гроб с телом В.К. Штильке, согласно его последней просьбе, был доставлен на пароходе в Барнаул. На пристани его встречала многотысячная толпа.
По желанию общественности города В.К. Штильке был похоронен на Нагорном кладбище рядом с могилой известного сибирского публициста и археолога Н.М. Ядринцева.
Могила его, как и все кладбище, в середине 1930-х годов была уничтожена. Ныне восстановлена. Именем В.К. Штильке названа улица в г. Барнауле.
2 ноября 1908 года в Томске на дополнительных выборах вместо кончавшегося В.К. Штильке депутатом III Государственной думы от Томской губернии был избран священник Василий Васильевич Климов.
Источники и литература:
- Родионов И.В. В.К. Штильке. Сибирские депутаты 3 Государственной Думы (От нашего корреспондента) // Сибирские отголоски. - 1908. - 16 февраля (№ 30). - С. 3;
- Родионов И.В. Государственная Дума (От нашего собственного корреспондента) // Сибирские отголоски. - 1908. - 29 марта (№ 62). - С. 5;
- Родионов И.В. Государственная Дума (От нашего собственного корреспондента) // Сибирские отголоски. - 1908. - 4 апреля (№ 67). - С. 3;
- Баитов Г.Б.Василий Константинович Штильке // Сибирский торгово-промышленный календарь на 1911 год. - СПб.: Типография Э.Ф. Мекс, 1910. - Отдел II. - С.9-13;
- Полухин Т.А. Василий Константинович Штильке // Страницы истории Алтая: Биографический указатель. - Барнаул, 1971. - 66-67;
- Гришаев В.Ф. Василий Константинович Штильке // Замечательные люди Алтая по "Энциклопедии Барнаула" URL: http://irbis.asu.ru/docs/altai/celebr/encycl/sht.html;
- Никулина И.Н. Штильке Василий Константинович // Энциклопедия Алтайского края: В двух томах. - Барнаул: Пикет, 1997. - Т. II. - С. 413.