Инициатива Министерства регионального развития России о создании в стране 14 городов-агломератов не случайно вызвала интерес у томичей, ведь в число этих мегагородов включен и наш город. Если проект будет реализован, то Томск ожидают масштабные изменения, существенные инвестиции.

Спикер Государственной Думы Томской области Борис Мальцев, сторонник инициативы министерства, со страниц газеты бросил клич: 

Сегодня мы публикуем первый отклик. На тему укрупнения городов размышляет Сергей КРАВЧЕНКО, депутат областной Думы.

Поддерживаю инициативу Бориса Алексеевича. Он как всегда мыслит очень масштабно. Сама по себе идея востребована. Так, во многих странах программы укрупнения поселений уже дают огромный эффект, а Китай, например, вслед за странами Юго-Восточной Азии недавно заявил о строительстве 400 городов-миллионников.

Насколько мне известно, и наше правительство уже давно занимается этой проблемой: сначала в проектах были четыре, затем восемь агломераций, а недавно объявлено о четырнадцати перспективных городах, способных стать поселений, численность которых будет близка к миллиону.

В конце прошлого года на встрече в Кремле с Владимиром Сурковым, заместителем главы администрации президента, обсуждался вопрос, как закрепить людей в регионах Сибири и Дальнего Востока, обладающих запасами стратегических ресурсов. Кстати, рассматривался и вариант создания мегагородов, в которых будет легче создавать условия для увеличения занятости населения, обеспечения комфортных условий проживания.

Многие считают, что идея мегагорода на базе 500-тысячного Томска утопична. Но есть хорошая русская поговорка: глаза боятся, а руки делают. Ну чем мы хуже Бразилии, построившей с нуля в глухих джунглях современнейшую столицу? Кстати, специалисты отмечают, что по многим социально-экономическим характеристикам Бразилия и Россия очень похожи. Думаю, надо ставить перед собой большие задачи и решать их.

Итак, строим мегагород. Но это невозможно без наличия энергетических ресурсов, постоянный запас производства которых должны превосходить процентов на 15 реальное потребление. Можно обладать какими угодно территориями, но если нет источников энергии, все эти просторы будут оставаться невостребованными: завод не построишь, производство не расширишь, дома не обогреешь.

Есть ли у Томска возможность развивать свой энергетический потенциал? У нас близки и доступны газ, нефть, уголь. Если использовать современные мобильные энергоустановки, КПД которых уже сегодня достигает 90 процентов, то часть проблем можно легко снять, однако все равно сохранится потребность в базовом, стратегическом энергообеспечении. На мой взгляд, томичам чрезвычайно повезло: рядом Северск с его энергетическим потенциалом, основанным на тепловых и атомных энергоустановках. В этом городе сохраняется "золотой запас" уникальных кадров. Работники Сибирского химического комбината - жемчужина производительных сил России. Культура и дисциплина производства настолько высоки, что большинству окружающих нас предприятий и не снилось.

Таким образом, объединив Томск и Северск, мы получим все условия для обеспечения быстрого прироста и сохранения энергии.

Есть скептики, утверждающие, что наличие атомной энергетики оттолкнет потенциальных инвесторов. Но вы когда-нибудь задумывались, почему французы интенсивно развивают свою атомную энергетику (80 процентов энергии Франция производит на атомных станциях)? Заметьте, во Франции поселиться в городах, расположенных рядом с такими станциями, не просто: слишком много желающих, ведь население получает очень хорошие льготы по ЖКХ. И, кстати, ни одной аварии!

Конечно, наличие избыточного энергетического ресурса - условие необходимое, но не единственное для развития агломерации. Нужен еще ресурс интеллектуальный. Но тут уж никто не сомневается, что Томск - интеллектуально богатый регион, учитывая наши шесть университетов, число которых, кстати, может еще увеличиться.

Безусловно, мы еще только на подступах к динамичному развитию. Уверен, экономический интерес строителей нужно всячески поддерживать, обеспечивать им все условия для работы, но взамен потребовать соблюдения принципа комплексной застройки. А пока я не устаю удивляться, когда же главным приоритетом городских властей станет забота об общественном благе:

Считаю, что нужна программа рационального развития городской территории. Отвечает ли этим требованиям обсуждаемый генеральный план развития Томска? Наверное, только как базовый документ, как отправная точка. Нужно выбирать направление на развитие и укрупнение города. А это невозможно без создания условий для возникновения новых предприятий, появления новых рабочих мест.

Пора не только интенсивно осваивать прилегающие к городу земли, но и решать проблему ветхого жилья, тех же .

Рациональное развитие городской территории - это и развитие дорог, ведущих в малоэтажные поселки в городской черте, состоящие из комфортабельных и относительно недорогих при строительстве таунхаусов.

А еще важно решить транспортную проблему. Наивно полагать, что обилие личных машин поможет нам экономить время, ведь сегодня в крупных городах скорость передвижения личного транспорта не превышает 15 километров в час (скорость лошади). Почему разработчики генерального плана развития Томска не подумали о других видах транспорта, например, о наземно-подземном скоростном трамвае или даже метро! Почему этот и другие варианты заранее отбрасываются?

Известно, что уровень межрегиональной конкуренции в нашей стране только растет. А потому нельзя бездействовать. Уверен, что будущее Томска надо видеть более амбициозным. 

"Пятница", 26.04.2007

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Закрыть
Оцените, насколько обращение к сайту было полезным для вас.
закрыть
Сообщение об ошибке
Орфографическая ошибка в тексте:
Отправить сообщение администратору сайта: