Н. О. Кирсанов. Социальные аспекты сохранения историко-культурной среды г. Томска
Социальные аспекты сохранения историко-культурной среды г. Томска
В основу проекта, разработанного специалистами МУ «Томск исторический» положена идея сотрудничества местных властей и горожан. Этот путь представляется единственно верным. Если программа замкнётся на администрацию, всё упрётся в бюджетные проблемы, отсутствие средств, отсутствие организационной, ресурсной базы и проч. Таким образом, вовлечение населения в выполнение программы сегодня является одной из первоочередных задач. При этом приоритетным направлением является работа с людьми, оказавшимися в положении заложников сохраняемого наследия - а именно с жителями томских деревянных домов.
Если удастся привлечь этих людей, заинтересовать этих людей, заслужить доверие этих людей - половина проблем будет решена. Чтобы ответить на вопрос, как это сделать, - необходимо знать об их действительных настроениях. В последний год в СМИ нагнетается своеобразный катастрофизм. Сложился стереотип, что все деревянные дома рушатся и что никто жить в них не хочет. Утверждается также, что застройка исторических районов ведётся исключительно в интересах жителей томских деревянных домов.
Как можно убедится из материалов, которые я сейчас представлю, ситуация, сложившаяся в «деревянных» районах - сложная, но она не настолько катастрофична, как это может показаться на первый взгляд. Я буду основываться, во-первых, на результатах социологического исследования, которые мы провели в одном из районов города, в наиболее целостном виде сохранившем историческую деревянную застройку - Татарской слободы (результаты обследования и аналитический отчёт см. в приложении; заполненные анкеты хранятся на кафедре социологии ТГУ). Проект осуществлён двумя кафедрами ТГУ - кафедрой социологии - под личным руководством зав. кафедрой Н. В. Поправко - и кафедрой отечественной истории (куратор Э. Л. Львова). Неоценимую помощь в осуществлении проекта оказал отдел «Культурное наследие» (П. Ю. Рачковский). Во-вторых, я буду основываться на непрофессиональных, но интересных - и по замыслу и по результатам - опросах, проведённых томскими краеведами. В-третьих - на личном опыте представителей нашей группы. Мы в течение этого года контактировали с жителями деревянных домов очень плотно, кроме того, половина нашей группы живёт в деревянных домах и знает проблему изнутри.
Результаты анкетирования.
Позволю себе остановиться только на трёх вопросах, обозначенных в анкете.
1. Посмотрим, как оценивают свою жилищную ситуацию жители деревянных домов Татарской слободы. (1)
Критической свою жилищную ситуацию считают 16,5% опрошенных;
29% опрошенных считают свою ситуацию плохой, но пока терпимой;
43% - нормальной;
9% - очень хорошей.
2. Ответы на вопрос: «Готовы ли Вы переехать в другую квартиру» распределились следующим образом.
23 % согласны на переезд однозначно
36% опрошенных согласны на переезд, только если заставят чрезвычайные обстоятельства (10%), или не хотят переезжать ни при каких обстоятельствах (26%);
40% согласны на переезд только при определённых условиях.
3. Ответы на вопрос, «Как бы Вы предпочли решить судьбу Вашего района?» распределились следующим образом:
43 % высказались за реставрацию и сохранение в нынешнем виде;
24 % высказались за снос ветхого жилья и новую застройку
23 % - за сохранение только памятников истории и архитектуры.
Выявилась зависимость от образования: люди с высшим образованием чаще высказываются за сохранение района в нынешнем виде (59 %) и реже - за новую застройку (16 %).
Безусловно, наше исследование носит предварительный характер, и не позволяет определить все параметры ситуации. Не следует забывать и того, что оно было проведено только в одном из районов, сохранивших деревянную застройку: вероятно, исследования других районов даст иные результаты. Однако уже сейчас можно констатировать, что жители томских деревянных домов отнюдь не образуют однородной массы, что отнюдь не все они стремятся во что бы то ни стало уехать. Более того, в этой среде выделяется довольно большой контингент людей, категорически не желающих менять своё жильё на стандартные благоустроенные квартиры. Эти люди - потенциальные союзники в деле сохранения историко-культурной среды города.
Направления работы.
Работа с жильцами.
Наиболее перспективный, самый естественный и наименее затратный путь сохранения историко-культурной среды Томска - привлечение к этому делу самих жителей деревянных домов. Это, в свою очередь, предполагает решение следующих задач:
1.1. Первой, не терпящей никаких отлагательств задачей является стабилизация градостроительной ситуации в городе - в первую очередь в тех районах, в которых намечаются работы по сохранению и регенерации исторической среды. На сегодняшний день жители томских деревянных домов находятся в положении заложников бесконтрольной застройки исторического центра Томска. До тех пор пока ситуация кардинально не изменится (а на сегодняшний день ситуация не изменилась ни на йоту), ни о каком сотрудничестве с жильцами не может быть и речи. Никто не будет вкладывать средства в ремонт своего дома, если нет твёрдых гарантий, что завтра он не будет снесен или сожжен. Эта проблема не может быть решена силами разработчиков программы сохранения деревянного зодчества, она связана с кругом более широких вопросов, касающихся жизни города в целом, - прежде всего, с определением дальнейшей судьбы исторического центра. Фактически, осуществляемая сегодня градостроительная политика игнорирует наличие у Томска статуса исторического города и обязательства, которые он накладывает. Результативность работы по сохранению и регенерации районов исторической деревянной застройки в условиях неослабевающего натиска застройщиков на исторический центр представляется в высшей степени проблематичной.
1.2. Проект программы, предложенный специалистами МУ «Томск исторический» предполагает сотрудничество между местными властями и жителями деревянных домов. Однако конкретные пути этого сотрудничества до сих пор не определены. Жителям томских деревянных домов, которых удалось привлечь к работе над программой, до сих пор не ясно, на какую конкретную помощь они могут рассчитывать. В этой связи представляется необходимым разработать возможные, предварительные варианты партнёрских отношений между местными властями и жителями деревянных домов (с учётом возможностей обеих сторон).
На первых порах здесь необходим индивидуальный подход. Реализация программы начнётся не с 2000 и не с 500 и даже не с 22 деревянных домов, а с двух-трёх конкретных зданий, населённых конкретными людьми. И ситуация всякий раз будет различной. Наиболее перспективной в этом случае является методика кейс-стади. Перед тем, как приступать к реставрационным работам, необходимо провести исследование социальной среды того дома, который мы собираемся реставрировать. Вникнуть в интересы каждой семьи, каждого жителя, узнать, где он работает, сколько зарабатывает, какой именно помощи он от нас ждёт. И только потом искать оптимальный путь взаимодействия с этим человеком. Методика состоит из трёх этапов. На первом этапе - собираются отдельные случаи, изучается их развитие, отслеживаются проблемы и неизбежные ошибки. На втором этапе - эти «случаи» типологизируются, определяются наиболее типичные конфигурации. На третьем - моделируется ситуация в целом. При этом, исследование ведётся не до старта программы, а по ходу её реализации, учитывая все проблемы, которые возникают при её осуществлении.
1.4. Ряд проблем представляется более целесообразным решать не на уровне выполнения программы сохранения деревянного зодчества, а на уровне общегородских программ. То есть необходимо учитывать цели программы сохранения деревянного зодчества при расстановке приоритетов направлений стратегического планирования развития города - инвестиционной политики, распределения средств, выделенных на капитальный ремонт, социальных программ и пр. Проблемы, которые кажутся неразрешимыми в рамках только программы сохранения историко-культурной среды Томска, должны рассматриваться и решаться в контексте жизни города в целом.
1.5. Необходимо продолжить работу по изучению социальной среды «деревянных» районов Томска. Исследование, проведённое в Татарской слободе, являлось пилотным проектом и даёт только предварительные данные. Кроме того, оно проводилось летом 2004 года, когда ещё не было речи о регенерации исторических районов. Разработчики проекта не ставили перед собой задачи определить возможные пути сотрудничества жителей деревянных домов и местных властей в деле сохранения исторической застройки. Таким образом, необходимы более масштабные и целенаправленные исследования. Эту работу должны вести специалисты. В этой связи представляется необходимым привлечь к работе над сохранением историко-культурной среды города университетские кафедры, готовящие специалистов в области социологии, социальной психологии, социальной работы. Считаем, что это само по себе может стать первым шагом к решению одной из важнейших задач, стоящих перед городом - вовлечение населения Томска (в данном случае - университетской общественности) в решение проблем общегородского уровня, создание ситуации «гражданского участия».
2. Формирование положительного имиджа деревянного жилья.
Серьёзным препятствием для сохранения исторического наследия Томска, является негативный имидж деревянного дома. Спору нет, он возник не на пустом месте. Но сложившиеся стереотипы находятся в явном противоречии с реальной, и без того достаточно непростой ситуацией. На сегодняшний день значительная часть томичей, знающих о жизни в деревянном доме понаслышке, убеждена в том, что абсолютно все томские деревянные дома неблагоустроены, все находятся в аварийном состоянии, заселены исключительно бомжами и алкоголиками, которые спъяну их поджигают. В этой ситуации необходимой предпосылкой сохранения исторической среды Томска должна стать целенаправленная работа по формированию положительного имиджа деревянного дома, реабилитации деревянного дома и тех людей, которые в нём живут. На первых порах, по всей видимости, необходимо стремиться к тому, чтобы в общественном сознании складывалась более объективная картина того, что из себя представляют томские деревянные дома. Томичи должны знать о том, что наряду с ветхими и аварийными строениями в нашем городе немало крепких деревянных зданий, способных при правильной эксплуатации простоять ещё не одну сотню лет. Они должны знать о том, что наряду с людьми, стремящимися получить стандартное благоустроенное жильё, среди жителей деревянных домов много людей, довольных своими жилищными условиями и не желающими никуда уезжать.
В этой связи я предлагаю поставить задачу перед группой подготовки кадров начать переговоры с кафедрами, готовящими специалистов по связям с общественностью, для их привлечения к разработке программы реабилитации деревянного жилья. Представители нашей группы готовы принять участие и в переговорах и в разработке программы. На сегодняшний день у нас уже имеется два «ноу-хау» к разработке телевизионных проектов, о которых я хотел бы поговорить с руководителями группы информации. И ещё одно предложение. Я предлагаю с сегодняшнего дня объявить мораторий на слова, вроде «гнилушки», «деревяшки», «строения сортирного типа» и пр.
Предложения:
Группе подготовки кадров
привлечь к доработке и выполнению программы сохранения деревянного зодчества кафедры, готовящие специалистов по связям с общественностью, социологов, социальных работников.
Группе информации и привлечённым специалистам
разработать программу по реабилитации деревянной архитектуры и деревянного жилья
Цели программы:
привлечение инвесторов;
реанимация «чувства хозяина» у жителей томских деревянных домов;
формирование общественного мнения за сохранение историко-культурной среды города;
вовлечение населения Томска в обсуждение, реализацию и контроль за выполнением программы
Внести в повестку дня следующего заседания координационного совета вопрос о конкретных путях сотрудничества между властями городского и областного уровня и жителями томских деревянных домов, заинтересованных в сохранении своего жилья.
Представитель Общественного совета при
Томском музее деревянного зодчества,
доцент ТПУ Н. О. Кирсанов
1. 02. 2005