Проблемы безопасности атомной энергетики
15 июля 2006 года, выступая на пресс-конференции в рамках саммита G8 в Петербурге, Владимир Путин и Джордж Буш заявили, что Россия и США намерены укреплять сотрудничество в области мирного использования атомной энергии.
«Российская сторона удовлетворена итогами этой встречи, она подтвердила, что Россия и Соединенные Штаты остаются надежными и взаимозаинтересованными партнерами. Нам удалось достичь целого ряда договоренностей по ключевым вопросам двусторонней и международной политики, - сказал Путин. - Принято совместное заявление, в основе которого наши параллельные инициативы по безопасному развитию атомной энергетики. Его главная цель - способствовать устойчивому и надежному снабжению этим видом энергии при одновременном снижении опасностей распространения ядерного оружия. Полагаем, что это станет возможным при условии создания международных центров по обогащению, соединенных в единую сеть, разумеется, при строгом контроле со стороны МАГАТЭ».
Детализируя принятое президентами обеих стран заявление о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии, российский лидер более подробно остановился на некоторых составляющих данного документа. «Не менее важно уделять самое пристальное внимание разработке инновационных технологий в создании реакторов нового поколения, - сказал он. - Самое продуктивное - проводить эту работу на основе широкого международного сотрудничества. Такие подходы оказывают в целом позитивное, компенсирующее влияние на взаимоотношения обеих стран».
Говоря о задачах сотрудничества, Путин отметил: «Мы также поддержали предложение Соединенных Штатов по глобальному партнерству в сфере ядерной энергетики. Российская инициатива о создании международных центров по представлению услуг в области ядерного топлива, ядерного топливного цикла, и идея глобального партнерства в этой среде хорошо дополняют друг друга. Мы будем совместно работать в направлении этого единства. Для достижения этого предстоит решить проблемы, связанные с условиями торговли ядерными материалами, между Россией и Соединенными Штатами».
Между тем, сотрудничество двух стран является лишь составной частью мер, принимаемых для обеспечения ядерной безопасности в целом, и безопасности ядерной энергетики в частности. Так, в РФ функционирует ежегодная государственная подпрограмма «Безопасность и развитие атомной энергетики», заказчиком которой является Росатом. В 2005 году подпрограмма включала следующие пункты: модернизацию и создание современных систем оборудования для обеспечения безопасной и надежной эксплуатации действующих АЭС; проведение реконструкции, технического перевооружения, развития экспериментальной базы и сооружение новых стендов и установок; обеспечение эксплуатации и оптимального развития исследовательских реакторов и экспериментальной базы при проведении работ в обоснование безопасности действующих и вновь проектируемых АЭС; создание комплекса теплофизических стендов для обоснования безопасности действующих и вновь проектируемых АЭС и т.д. В федеральном бюджете на 2005 год на реализацию подпрограммы было предусмотрено 422,0 млн рублей, в том числе: капитальные вложения — 392,0 млн рублей и НИОКР — 30,0 млн рублей.
И все же стоит отметить, что одна из труднейших и пока не решенных проблем атомной энергетики - радиоактивные отходы - носители радионуклидов и, следовательно, вредного излучения. Они делятся по фазовому состоянию на жидкие (ЖРАО), твердые (ТРАО) и газообразные (ГРАО), а по интенсивности излучения на сильно-, средне и слаборадиоактивные. К настоящему времени разработаны технологии улавливания радиоактивных аэрозолей в ГРАО, очистки от радиоактивности ЖРАО, сбора и хранения ТРАО. Но реальное положение не столь благополучно. Так получилось, что ввод в действие новых АЭС не сопровождался строительством достаточных объемов станционных и региональных хранилищ жидких и особенно твердых РАО. Поэтому АЭС, особенно введенные в эксплуатацию первыми, испытывают дефицит в хранилищах РАО.
Но есть еще одна группа ядерных отходов - это отработанное ядерное топливо (ОЯТ). Оно содержит в себе как необходимые для атомной энергетики уран и плутоний, которые после его переработки возвращаются в топливный цикл, так и долгоживущие продукты распада ядер урана - актиноиды с периодом полураспада сотни и тысячи лет, от которых надо какими-то способами избавляться, то есть трансформировать в нерадиоактивные элементы. Соответствующие технологии разрабатываются. Они базируются на реакторах на быстрых нейтронах, способных обеспечить замкнутый топливный цикл атомной энергетики (бридинг) и «сжигать» (трансмутировать) в одной из их разновидности - реакторах-«мусорщиках» - радиационноопасные актиноиды. Пока же только небольшая часть ОЯТ перерабатывается на заводе РТ-1 в ПО «Маяк» в городе Озерске Челябинской области.
В целом же, положение с воздействием российской атомной энергетики на окружающую среду таково: радиационная обстановка в районах размещения АЭС в основном определяется естественным природным фоном. Концентрация радионуклидов в приземном слое атмосферы не превышает норм радиационной безопасности и составляет 10-17-10-19 Ки/л. Это во много раз меньше допустимой концентрации по нормам для населения. Радиоактивное загрязнение почвы, растительности, воды, в том числе цезием-137, находится на уровне природного фона.
На АЭС запрещен слив в поверхностные водоемы любых сточных вод с содержанием в них радионуклидов выше величины допустимого сброса. Уровень гамма-излучения за пределами территории электростанции не превышает 15-18 мкР/ч. Среднегодовая доза облучения персонала российских АЭС по многолетним наблюдениям составляет 0,1-1,0 сЗв при норме 5 сЗв, а населения - еще меньше. Для всех российских АЭС оформлены и согласованы с региональными органами контроля и мониторинга за состоянием природной среды экологические паспорта, которые содержат все основные характеристики электростанции, связанные с воздействием на окружающую среду. Экологический паспорт является основным документом, узаконивающим экологическую безопасность станции. По оценкам специалистов Международного агентства по использованию атомной энергии (МАГАТЭ), российские АЭС и уровень профессионализма обслуживающего персонала соответствуют мировым стандартам.
Но это экологическое благополучие относится к безаварийной эксплуатации АЭС, то есть к эксплуатации без аварии с риском для окружающей среды (технические инциденты не опасны для персонала и населения и случаются, как на всяком промышленном предприятии).
Например, далека от нормы экологическая обстановка вокруг вышеупомянутого НПО «Маяк». Более полувека деятельности «Маяка», особенно в первые годы, совпавшие с пиком «холодной войны» и безудержной гонкой атомных вооружений, нанесли большой ущерб экологии Урала и его жителям. В результате аварий и разноса радиоактивного облака в 1957 году, сброса отходов в реку Теча пострадали десятки тысяч человек. Вредные последствия радиации не устранены до сих пор. Особую тревогу вызывает Течинский каскад водоемов, где плотины сдерживают свыше 350 млн кубометров жидких отходов.
В ходе своей поездки в декабре 2005 года глава Росатома Сергей Кириенко убедился в неблагополучности ситуации, и проблема Теченского каскада водоемов была признана проблемой федерального уровня в конце февраля 2006 года на Координационном совете с участием нескольких министерств, губернатора Петра Сумина и гендиректора ПО «Маяк» Виталия Садовникова.
В результате, были проведены работы по упрочнению плотины Течинского каскада водоемов. А в середине июля 2006 года Кириенко объявил о том, что его ведомство нашло 600 млн рублей для того, чтобы переселить жителей 741 дома села Муслюмово в Челябинской области, которое заражено в результате деятельности завода «Маяк» по переработке радиоактивных отходов.
Наконец, 27 марта 2007 года Общественный совет Росатома одобрил проект федеральной целевой программы (ФЦП) ядерной и радиационной безопасности на период до 2015 года. Проект ФЦП в настоящее время согласован со всеми ведомствами и внесен в правительство, его рассмотрение кабинетом министров ожидается в апреле. В рамках этой программы Росатом планирует реализовать более 350 мероприятий, ожидаемый объем бюджетного финансирования с 2008 по 2015 годы составит 131,8 млрд рублей.
Кроме того, как сообщил секретарь Общественного совета Игорь Конышев, на заседании также обсуждался ход переселения жителей села Муслюмово. На тот момент было подано 340 заявлений: 84 домовладения хотят переселиться в соседний населенный пункт - на железнодорожную станцию Муслюмово, а 256 - за ее пределы. При этом 57 домовладельцев уже заключили договоры и получили денежную компенсацию, которая составляет порядка 1 млн рублей, а остальные занимаются оформлением документов и поиском вариантов.
1 апреля 2007
http://www.aksnews.ru/m/110014/