Текущее положение в отрасли и государственная политика
В соответствии с распоряжением правительства РФ от 8 сентября 2001 года, концерн «Росэнергоатом» был преобразован в генерирующую компанию путем присоединения к нему действующих и строящихся АЭС, а также предприятий, оказывающих услуги по эксплуатации, ремонту и научно-технической поддержке.
Концерн ввел в эксплуатацию в 2001 году энергоблок №1 Волгодонской АЭС и в 2004 году - энергоблок №3 Калининской АЭС, а также начал строительство самого перспективного ректора БН-800 на Белоярской АЭС.
В настоящее время в состав концерна в качестве филиалов входят все 10 российских АЭС общей установленной мощностью 23 тыс. 242 МВт. На всех АЭС России эксплуатируется 31 энергоблок, из них 15 - с водо-водяными реакторами под давлением (ВВЭР), в том числе 9 реакторов типа ВВЭР-1000, 6 реакторов типа ВВЭР-440, 15 энергоблоков с канальными кипящими реакторами (РБМК), в том числе 11 реакторов типа РБМК-1000, 4 реактора типа ЭГП-6, энергоблок с реактором на быстрых нейтронах БН-600.
В 2005 году российские АЭС выработали 149,4 млрд кВтч электроэнергии (144,7 млрд кВтч в 2004 году), что составило примерно 16% от общей выработки электроэнергии в стране. Российские атомщики достраивают восемь энергоблоков - пять за рубежом (два - на Украине, по одному в Китае, Индии и Иране) и три - в России.
В ноябре 2005 года на пост главы Федерального агентства по атомной энергии (Росатом) был назначен Сергей Кириенко. По его неоднократным заявлениям, на базе гражданских предприятий атомной отрасли планируется создание вертикально-интегрированного холдинга.
В рамках обозначенных задач 22 февраля 2006 года руководители Росатома и Росимущества подписали распоряжение об инвентаризации активов атомной отрасли, что является необходимым шагом для дальнейшей реструктуризации отрасли. Кроме того, в конце февраля Кириенко распорядился создать отраслевую комиссию по развитию и реструктуризации отрасли. Одним из ключевых этапов реформы станет давно запланированное акционирование ФГУП «Росэнергоатом».
Практическими шагами по реализации реформы можно считать и переход под госконтроль ЗАО «Атомстройэкспорт», занимающегося строительством АЭС за рубежом. В феврале государственное ОАО «Техснабэкспорт» договорилось о покупке у Газпромбанка 4% акций «Атомстройэкспорта», а в середине апреля глава Росатома заявил, что государство получило контроль над «Атомстройэкспортом», доведя долю до 50,2% и выкупив у Газпромбанка 4% акций предприятия. При этом общая сумма контрактов «Атомстройэкспорта» составляла $4,5 млрд. Сейчас компания строит два блока АЭС «Тяньвань» в Китае, АЭС «Куданкулам» в Индии и один блок Бушерской станции в Иране. Кроме того, осуществляется реконструкция и модернизация пятого и шестого блоков АЭС «Козлодуй» в Болгарии.
Здесь стоит отметить, что официальное представление программы развития атомной энергетики РФ сначала предполагалось в марте 2006 года, потом перенеслось на апрель, далее Кириенко заявил: «Нами уже подготовлена соответствующая программа реструктуризации, и в конце мая она будет направлена на утверждение в Госдуму».
Уже тогда озвученные планы главы Росатома были масштабнее и долгосрочнее предложений, записанных в энергостратегию России 2002 года, по которой к 2020 году АЭС должны обеспечить выработку от 18% до 23% электроэнергии. Росатом объявил о планах построить до 2030 года 40 атомных энергоблоков, что доведет долю выработки электроэнергии на атомных станциях с нынешних 16% до 25%. Кроме того, Кириенко выразил намерение построить за тот же период еще от 40 до 60 энергоблоков за границей.
А как заявила на форуме «ТЭК России в ХХI веке» советник руководителя Росатома Анна Белова, Россия претендует на 45% мирового рынка услуг по обогащению урана и 20-25% рынка строительства атомных станций. Но для этого, по ее мнению, «необходимо провести давно назревшую реформу атомной отрасли».
В итоге, 21 июля 2006 года правительство РФ утвердило концепцию федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года». Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр Михаил Фрадков. Госзаказчиком программы определено Федеральное агентство по атомной энергии (Росатом), и правительство установило предельный (прогнозный) объем финансирования ФЦП за счет средств федерального бюджета в размере 674,8 млрд рублей (в ценах соответствующих лет).
В общем, суть нововведений сводилась к тому, что на основе федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП), работающих в отрасли, предполагалось сформировать вертикально-интегрированные холдинги по сферам деятельности. Будущая структура должна была состоять из трех холдингов. Один из них должен был заниматься эксплуатацией АЭС и производством на них электрической и тепловой энергии. Второй холдинг - отвечать за добычу, конверсию и обогащение урана, проектирование объектов атомной промышленности. Третий - за производство оборудования и узлов управления атомными реакторами и системами их защиты.
А 15 мая 2006 года ОАО «Атомное и энергетическое машиностроение» («Атомэнергомаш») и ОАО «ЭнергоМашиностроительный Альянс» («ЭМАльянс») подписали соглашение о создании совместного машиностроительного холдинга. Данное решение предлагалось расценивать как первый практический шаг для обеспечения заявленной программы развития атомной отрасли необходимым машиностроительным потенциалом. Основой холдинга становились принадлежащие «ЭМАльянсу» предприятия атомного машиностроения - ОАО «Машиностроительный завод «ЗиО-Подольск» и ОАО «Инжиниринговая компания «ЗиОМар». Таким образом, холдинг, получивший рабочее название «ЭМАльянс-Атом», должен был стать одной из структур в сфере проектирования, производства оборудования и строительства объектов атомной промышленности.
Договор о создании «ЭМАльянс-Атом» был подписан спустя несколько дней после того, как президент РФ Владимир Путин выступил 10 мая с ежегодным посланием Федеральному Собранию, где, в частности, обратил внимание на перспективы развития атомной отрасли страны.
«Сегодня необходимы и шаги по развитию атомной энергетики — энергетики, основанной на безопасных реакторах нового поколения, - сказал глава государства. - Нужно укреплять позиции России на мировых рынках атомного машиностроения, максимально используя здесь наши знания, навыки, новейшие технологии и, разумеется, международную кооперацию. Решению этой задачи должна служить и реструктуризация самой отрасли. И, разумеется, надо прицельно работать на перспективных направлениях энергетики — водородном и термоядерном».
При этом, как можно сделать вывод из материалов IV Всероссийского энергетического форума «ТЭК России в XXI веке» (3-7 апреля 2006 года), Россия уже сейчас обладает научно-технической и проектной базой для реализации широкомасштабной программы реструктуризации атомной энергетики. Предусматривается, в частности, масштабное строительство новых генерирующих мощностей с реакторами усовершенствованного типа, проектные характеристики которых при соблюдении всех стандартов безопасности подразумевают более короткий (5 лет) инвестиционный цикл и не имеющий мировых аналогов ресурс эксплуатации (60 лет).
При этом в январе-июне 2006 года в РФ сложилась следующая структура выработки электроэнергии: ТЭС — 67,9%, ГЭС — 16,5%, АЭС — 15,6% (в соответствующем периоде 2005 года — 65,8%, 18,8% и 15,3% соответственно). А всего в 2006 году атомными станциями России было выработано 154,6 млрд кВтч электроэнергии.
Тем временем, в правительстве возобладала концепция, предполагавшая консолидацию отрасли в рамках не нескольких холдингов, а одного.
В декабре 2006 года Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект о реформировании атомной энергетики - «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». Документ предусматривает создание на базе активов гражданской части атомной отрасли единой интегрированной компании (рабочее название - «Атомэнергопром»), 100% акций которой должны быть закреплены в госсобственности.
Законопроект был внесен лично президентом РФ. В качестве предыстории принятия документа можно вспомнить прозвучавшую 22 ноября на заседании в Кремле критику Владимира Путина в адрес правительства за невыполнение октябрьских поручений по развитию энергетики. «Почти ничего не сделано, - заявил тогда глава государства, - планы (у правительства) есть, и движение, надеюсь, есть какое-то, но окончательной реализации нет ни по одному пункту (поручения президента)».
В холдинг, построенный по вертикальному принципу, войдет цепочка из большого количества энергопредприятий, что позволит осуществлять полный цикл работ по производству ядерного топлива - от добычи урана до продажи конечной продукции и утилизации отходов. Помимо этого, в составе холдинга окажутся некоторые научно-исследовательские, проектные и строительные комплексы.
Стержнем нового монополиста должно стать Федеральное агентство по атомной энергии (Росатом). При этом обогатительные предприятия будут входить в головную компанию нового атомного холдинга напрямую, - это было обязательным требованием Министерства обороны, которое имеет собственные интересы в ядерной сфере. В то же время структуры по переработке и утилизации отработанного ядерного топлива пока решено не вводить в состав «Атомэнергопрома».
Немаловажно, что в соответствии с законопроектом признается право собственности иностранных юридических лиц на ядерные материалы, ввезенные в РФ для высокотехнологичной переработки и последующего экспорта. Российским юрлицам также разрешается владеть ядерными материалами, установками и пунктами хранения, не имеющими оружейного назначения. Но перечень таковых юрлиц будет определен отдельным указом президента и вряд ли окажется широким.
Комментируя законопроект, руководитель Росатома заявил, что главной целью реформирования отрасли является обеспечение бесперебойного снабжения населения РФ электроэнергией, а также укрепление позиций российских предприятий на мировом рынке ядерного топлива.
«Сегодня наблюдается определенный ренессанс атомной энергетики, - сказал Кириенко. - До 2030 года в мире будет построено от 250 до 300 новых энергоблоков. Россия традиционно сильна на этом рынке, на долю наших предприятий приходится до 40% мощностей по обогащению урана. Задача на ближайшие годы - упрочить лидерство РФ в данной области». При этом глава Росатома уточнил, что нормы внесенного президентом документа не распространяются на ядерный оружейный комплекс, для которого есть отдельная программа».
В заключительном, третьем чтении, закон о реформировании атомной энергетики России Госдума приняла 19 января. Документ поддержал 351 депутат, против высказались 57, воздержались трое. При этом глава Росатома отметил, что думским комитетом по энергетике, транспорту и связи была проведена колоссальная работа. За срок не многим более месяца было отработано более 100 поправок, из них принято 79.
В соответствии с законом, сделки по отчуждению или передаче в доверительное управление акций предприятий «Атомэнергопрома» могут совершаться исключительно с согласия президента РФ. Правительству предписано каждые 6 месяцев информировать Госдуму и Совет Федерации о ходе реформы атомно-энергетического комплекса. По словам Кириенко, очень важно, что гражданская часть на 100% остается государственной, закон запрещает ее приватизацию: «Закон не предполагает какого-либо разделения отрасли. Целостность отрасли остается. Более того, мы, наоборот, собираем то, что потеряли за последние десятилетия».
«Фактически, отрасль входит в новую фазу долгосрочного роста с блестящими перспективами, - заявил 17 января зампредседателя комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам Игорь Игошин. - Неизбежны и структурные изменения. Не может одна и та же структура быть эффективна и для решения задачи элементарного выживания отрасли (чем приходилось заниматься, по сути, 15 лет), и для ее форсированного развития. Главное, чтобы эти изменения были предельно аккуратными и выверенными: важно не разрушить потенциал, который с таким трудом удалось сохранить атомщикам».
«Принятие закона о создании «Атомэнергопрома» позволит серьезно сдвинуть процессы модернизации в отрасли и те программы по развитию «мирного атома», которые заявлены руководством страны на ближайшее десятилетие, - отметил тогда же первый зампред Комиссии по естественным монополиям и ТЭК Совета Федерации Валентин Межевич. - Закон станет правовой основой для создания на базе активов гражданской части атомной отрасли РФ вертикально-интегрированной компании, акции которой будут закреплены на 100% в собственности государства, и которая будет обладать всем ядерно-топливным циклом, а также возможностью строительства АЭС в России и за рубежом».
6 февраля 2007 года Владимир Путин подписал одобренный Советом Федерации закон о реформировании атомной энергетики. И как заявил в середине марта первый вице-премьер РФ Сергей Иванов, компания ОАО «Атомэнергопром» появится «в самое ближайшее время». При этом, позднее, замглавы Росатома Владимир Травин уточнил, что «Атомэнергопром» может быть создан в течение мая-июня 2007 года. «Май-июнь 2007 года является реальным сроком выхода документов правительства РФ по созданию «Атомэнергопрома»», - сказал Травин журналистам 21 марта. При этом «Атомэнергопром» объединит в себе компании, которые в настоящий момент являются самостоятельными структурами, - «Техснабэкспорт», «Атомстройэкспорт», «Росэнергоатом» и «ТВЭЛ».
Отметим, что в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) по развитию атомного энергопромышленного комплекса на период до 2015 года российские атомщики планируют построить три блока Ростовской АЭС, один блок Калининской АЭС, четыре блока Нововоронежской АЭС-2, четыре блока Ленинградской АЭС-2, а также блок на Белоярской АЭС с реактором на быстрых нейтронах (БН-800). Кроме того, рассматривается возможность сооружения 5-го блока Курской АЭС и строительства энергоблоков на новых площадках, - это Ярославская, Южно-Уральская (Челябинская область), Нижегородская, Северская (Томская область), а также вторая очередь Кольской АЭС.
Перспективными в Росатоме считают и ряд других площадок - на Урале и Дальнем Востоке. «Фактически, в рамках этой программы мы должны, начиная с 2007 года, закладывать по 2 новых энергоблока каждый год. После 2015 года надо выходить на строительство 3 новых энергоблоков ежегодно, и начинать думать о 4 энергоблоках в год», - считает Сергей Кириенко. Он напомнил, что «за последние 15 лет в России было всего лишь достроено 3 энергоблока».
Финансовая состоятельность этих планов гарантируется в проекте трехлетнего бюджета на 2008-2010 годы. Как недавно сообщил вице-премьер РФ Александр Жуков, на реализацию новой программы развития атомной энергетики в 2009-2010 годах будет выделено более 150 млрд рублей. «В 2008 году на эту программу будет выделено средств в три раза больше, чем в 2007, а в 2009-2010 - более 150 млрд рублей, - цитирует «Интерфакс» заявление Жукова. В целом же, как сообщил глава Росатома, Россия на развитие атомной энергетики выделяет более 1 трлн рублей.
А на очереди следующий проект, который позволит нашей стране надежней закрепиться на международных рынках «мирного атома», - создание на базе Ангарского электролизного химического комбината международного центра по обогащению урана (МЦОУ). Первый участник будущего центра - Республика Казахстан. Договоренность о создании совместного российско-казахстанского предприятия уже достигнута между президентами обеих стран и будет закреплена межправительственным соглашением.
По некоторым оценкам, международный центр начнет работать к концу 2007 года. Причем он станет первым шагом на пути к созданию глобальной инфраструктуры, в которую войдет система центров, занимающихся предоставлением услуг ядерного топливного цикла.
«Мы действительно рассматриваем МЦОУ в Ангарске как пилотный проект, на базе которого в сотрудничестве с МАГАТЭ принципиально важно отработать технологию таких центров, - поясняет заместитель руководителя Росатома Николай Спасский. - В дальнейшем мы рассчитываем, что такие центры могут создаваться при строжайшем соблюдении требований нераспространения».
«Мы оказались в ситуации, когда у страны есть избыточные мощности по обогащению урана, которые надо было бы задействовать, - считает гендиректор Научно-исследовательского и конструкторского института энерготехники Борис Габараев. - Эта услуга достаточно дорогая - она высокотехнологичная и потому хорошо оплачиваемая заказчиками. В этой связи очень разумным было предложения нашего президента (Владимира Путина - ред.) создать такие международные центры по обогащению урана. Таким образом, для России - это двойная выгода».
По словам эксперта, «для России - это возможность занять свои избыточные мощности, это рабочие места, это деньги, это развитие. А для мирового сообщества, в том числе и для России, это еще один барьер на пути распространения ядерных материалов и оружия. Такие страны, как Турция и Египет, не имеют своего обогащения и не собираются этим заниматься. Если они будут ставить перед собой вопрос о строительстве атомной станции, то они будут думать и о том, как получать топливо для этой станции. Здесь возможны разные пути: они могут купить природный уран в одной стране, затем предложить России обогатить этот уран до нужной кондиции и, скорее всего, попросят изготовить и ядерные тепловыделяющие сборки - это еще одна хорошо оплачиваемая высокотехнологичная услуга. Поэтому, разумеется, эти центры будут являться рычагом для привлечения к нам дополнительных клиентов», - уверен гендиректор института.
1 апреля 2007
http://www.aksnews.ru/m/110016/