Мнение экспертов
Председатель комитета жилищной политики и инвестиций областного департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Денис Празукин
- Надо, во-первых, легализировать реальные доходы населения, чтобы людям было проще получить кредит. Во-вторых, изменить подход к жилищной проблеме: неправильно думать, что жилье должно быть обязательно в собственности. У нас уже сложился целый класс собственников, сдающих квартиры в наем: этот процесс тоже необходимо легализовать. В третьих: ипотека уже работает, но есть и другие механизмы приобретения жилья, например, лизинг, и их тоже необходимо развивать.
Гендиректор ТДСК Александр Шпетер
В мире существует критерий доступности жилья. Семья из двух работающих человек должна иметь возможность купить один квадратный метр жилья на свой месячный доход. У нас квадратный метр стоит в среднем 22-23 тысячи, средняя зарплата по области – 10 тысяч. Поэтому есть много людей, которым жилье доступно. Но есть другой аспект – мало кто покупает жилье на свою зарплату, обычно пользуются заемными средствами. Нам пока далеко от того, чтобы иметь доступ к доступным кредитам. Слава богу, что заработала ипотека и начали снижаться процентные ставки.
Ситуация катастрофическая не в этом плане. Цена рождается из соотношения спрос-предложение. Мы поощряем спрос, а предложение не растет. Государство должно поощрять строительство жилья, создавать строителям нормальные условия. Проблемы во всех регионах общие: земля, законы… Правда, в соседних с нашим регионах созданы штабы по реализации национального проекта «Доступное жилье», проблемой занимаются первые лица городов и области. У нас этого нет. Вот и вся разница. Наша компания строит в Новосибирске и в Кемерово. В Кемерово работать легче, чем у нас. Но цена квадратного метра в Томске ниже: в Кемерове средняя цена 27 тыс. рублей, в Новосибирске 35 тысяч.
Скоро государство вообще уйдет из этой отрасли. Вступит в силу закон о саморегулирующихся организациях. А строительные организации как раз относятся к саморегулируемым. Можно ожидать новый виток во всем.
Руководитель управления федеральной антимонопольной службы по Томской области Владимир Шевченко
Жилье недоступно. Возьмем обычную семью. Два молодых человека – бюджетники - получают не среднюю зарплату по области, как среднюю температуру по больнице, а от 5 до 7 тысяч. Однокомнатная квартира на вторичном рынке стоит 900 тысяч. Только проценты будут составлять в год около 100 тысяч. Так что ипотека этой семье недоступна – выплаты будут выше, чем обе их зарплаты.
Жилищный вопрос стоял остро еще во времена социализма. Сейчас появился рынок, но рыночные инструменты не сработали, в первую очередь из-за высоких административных барьеров при входе. Это вина государства. Еще одна недоработка: как известно, цену определяет спрос. Спрос высокий; у населения есть достаточное количество денег. Но кто-нибудь структурировал, у какого населения? Сейчас появилось понятие инвестиционной квартиры как инструмента вложения денег. Человек покупает две квартиры, три, двадцать… Опять же вопрос к власти – на мой взгляд, такие квартиры надо облагать более высоким налогом.
Много говорят об ипотеке, но, как я уже сказал, это дорогое удовольствие. В развитых странах процент по ипотеке 4-5 процентов, у нас от 11 и выше. С ипотечной смыкается жилищная проблема. Государство может помочь молодым семьям и одновременно стимулировать рождаемость: при рождении первого ребенка скостить проценты, второго – часть долга…
От власти зависит и еще одно направление – строительство социального жилья. Гражданин должен гарантированно получить квартиру, если нет денег на покупку – хотя бы социальную. Мы гробим общежития, где молодой человек должен жить первое время после окончания учебы?
Спрос на жилье «потащил» за собой рынок стройматериалов. Где это видано, чтобы песок и гравий стоили по несколько тысяч? Кстати, у нас есть поручение начать проверку и по земле, и по цене квадратного метра.
Все проблемы лежат на поверхности. Сейчас вся система работает коряво, поэтому дешевого жилья не будет. Очень полезно, что эти вопросы начали хотя бы обсуждать.