Выступления Президента РФ Путина В.В. на заседании президиума Государственного совета «О повышении доступности и качества медицинской помощи»
Вступительное слово на заседании президиума Государственного совета «О повышении доступности и качества медицинской помощи»
11 октября 2005 года,
Пенза
В.ПУТИН: Добрый день, уважаемые коллеги!
В повестке сегодняшнего заседания президиума Госсовета – повышение доступности и качества медицинской помощи.
Сразу отмечу: это не только вопрос отраслевой политики. Это ключевое условие повышения качества жизни, а в конечном итоге – повышения их деловой и общественной активности. Я вообще думаю, что это просто укрепление страны.
Думаю, для всех вас очевидно, что решать эту проблему предстоит в достаточно сложной ситуации. Несмотря на уже наметившиеся позитивные тенденции, системной модернизации здравоохранения не произошло. Не получила должного развития законодательная база и прежде всего не были закреплены четкие государственные гарантии на медицинскую помощь, а также механизмы их финансового обеспечения.
Нам необходимо кардинальное обновление всей системы.
Рассчитываю, что серьезным стимулом к этому станут первоочередные меры одного из заявленных нами национальных проектов. Его основные положения были даны еще в Послании 2005 года, а конкретные действия на два ближайших года изложены в начале сентября на встрече с Правительством и руководством Федерального Собрания.
Напомню, речь идет об укреплении первичной медицинской помощи, о развитии материально-технической базы лечебных учреждений, расширении профилактики заболеваний и увеличении объемов высокотехнологичных видов медицинской помощи. И все это должно сопровождаться формированием новой системы оплаты труда.
В итоге доступность и качество медицинской помощи должны основательно повыситься. Причем поставлена задача добиться ощутимых для людей результатов по каждому из выделенных направлений.
Говоря совсем конкретно, предстоит снизить заболеваемость гепатитом в три раза, уменьшить число заразившихся ВИЧ-инфекцией на 1000 человек в год, например, краснухой – в 10 раз, а у детей предотвратить развитие врожденных пороков, связанных с этой инфекционной болезнью.
Рассчитываю также, что уже в следующем году в разы вырастет число тех, кому за бюджетный счет будут оказываться высокотехнологичные медицинские услуги.
При этом должна сократиться длительность ожидания пациентами диагностических исследований, увеличиться оперативность приезда машин скорой медицинской помощи. Больше станет и врачей общей практики, что особенно важно на селе.
Только сейчас я упомянул о высокотехнологичной помощи – ее получают только десять процентов нуждающихся. Это абсолютно недопустимо, и, конечно, в ближайшее время мы должны эти показатели увеличить в разы.
В проекте федерального бюджета на 2006 год (а он проходит процедуру второго чтения) Правительство уже предусмотрело финансирование этих мероприятий в полном объеме.
Сейчас требуется активная и заинтересованная поддержка федеральных мер. Нужно разработать и совместно реализовать общую программу действий – единую для федерального, регионального и местного уровней.
Подчеркну: потребность в подобной консолидации усилий сегодня абсолютно необходима, и она должна выглядеть следующим образом.
Во-первых, уже на 1 января 2006 года во всех регионах России должен быть четкий план того, как в каждом городе и в каждом поселке будут реализовываться программные мероприятия.
Во-вторых, я жду исчерпывающих мер по ресурсному обеспечению собственных региональных и муниципальных программ здравоохранения, в первую очередь по гарантиям бесплатной медицинской помощи, индексации зарплат работников здравоохранения, уже предусмотренной в бюджетном процессе.
Хочу обратить ваше внимание: средства федерального бюджета – просто подчеркиваю это особо – не замещают региональных и местных расходов на здравоохранение. Федеральные ресурсы – это дополнительные деньги. Причем прошу это отслеживать совместно с полномочными представителями в федеральных округах. Соответствующие поручения им уже даны. Я очень опасаюсь, уважаемые коллеги, чтобы наши действия, направленные на решение приоритетных национальных задач, в том числе и в области здравоохранения, не рассматривались на местах как возможность перераспределить ресурсы – областные и муниципальные. Чтобы никто не пошел по пути: ага, мы сейчас средства из федерального средства получим, свои средства сэкономим и направим куда-нибудь в другое место. Ни в коем случае! Подчеркиваю: эти средства – дополнительные к тому, что должно выделяться в регионах и муниципалитетах.
В этой связи прошу всех руководителей регионов максимально публично работать при формировании бюджетов на 2006, 2007 и 2008 годы. Максимально публично. Обращаюсь к представителям политических организаций, партий, общественных объединений, к средствам массовой информации, чтобы уделили особое внимание, чтобы все наши финансовые планы и на уровне регионов, и на уровне муниципалитетов были прозрачными, понятными людям. Чтобы люди в динамике могли проследить, сколько тратится на здравоохранение в том или ином регионе, в том или ином муниципалитете, вчера, сегодня и завтра, в прошлом году, в текущем году и в следующие два-три года. Чтобы было понятно, кто что тратит и на какие средства.
Меня очень беспокоит и то, что появляющиеся у регионов и у муниципалитетов деньги могут быть направлены на какие-то нужные на первый взгляд, но не первоочередные задачи, на всякого рода стройки, на всякого рода так называемые инвестиции. Да, конечно, где-то такие инвестиции обоснованы и нужны. Однако хочу еще раз подчеркнуть: все инвестиции и все капитальные затраты должны проходить не просто профессиональную, общественную экспертизу. Потому что мы с вами прекрасно знаем, что такое стройка. Количество цемента и песка, заложенного в фундамент, никто никогда не посчитает.
Подчеркну: на организационную работу осталось очень мало времени. Идет принятие региональных и муниципальных бюджетов на 2006 год, и сейчас очень важно ничего не упустить.
И, наконец, вопрос принципиально важного значения. Возможности, создаваемые при реализации первоочередных мер национального проекта, необходимо в целом использовать для системной модернизации здравоохранения.
Мы сейчас направляем в эту сферу значительные ресурсы, которые должны создавать дополнительные стимулы к кардинальным изменениям в отрасли, в первую очередь для формирования полноценной законодательной базы и закрепления современных принципов работы отечественного здравоохранения.
Вопрос с принятием базовых законов ставился уже не один год, и уже не один раз его решение откладывалось.
Время для отсрочек исчерпано полностью. Считаю, что и Правительство, и Федеральное Собрание должны в кратчайший срок принять необходимые законы.
Пора исчерпывающим образом определить права граждан на гарантированную бесплатную медицинскую помощь, те самые права, которые органы государственной власти и медицинские учреждения должны обеспечивать неукоснительно.
Несколько слов о системе обязательного медицинского страхования. Она так и не получила должного законодательного развития. Знаю, у членов рабочей группы сформирован ряд предложений по механизмам наполнения фондов ОМС и формам финансирования различных учреждений. Мы их обстоятельно обсудим.
При этом финансово-экономические инструменты важны скорее как способы решения главной задачи – задачи обеспечения граждан доступной и качественной медицинской помощью, и все новации должны быть нацелены именно на это.
На этом я бы закончил свое вступительное слово, предлагаю приступить к обсуждению заявленной сегодня темы. Предоставляю слово Бочкареву Василию Кузьмичу.
Заключительное слово на заседании президиума Государственного совета «О повышении доступности и качества медицинской помощи»
В.ПУТИН: Уважаемые коллеги.
Позвольте мне коротко подвести итог нашей сегодняшней встречи.
Первое, что хотел бы сказать и к чему хотел бы вернуться из того, что было уже вначале сказано и мною, и многими из выступавших, – это необходимость укрепления правовой базы здравоохранения: это касается и ОМС, это касается и других направлений нашей деятельности. Здесь сегодня об этом в той или иной степени было много сказано, и я с этим абсолютно согласен. Здесь нужно расширять и возможности ОМС, потому что нацеливать их только на приобретение так называемого тяжелого оборудования сегодня бессмысленно и даже вредно. Это первое.
Второе. Говорилось о том, что мы должны позаботиться о здоровье человека на самых ранних стадиях. Вообще здоровье человека – это не только таблетка, не только техника, хотя это крайне важно. Вот на что хотел бы обратить внимание и о чем хотел бы вас попросить, а также попросить руководителей всех других регионов: когда мы говорим о здоровье нации, о здоровье человека, мы не должны забывать ни про физическую культуру, ни вообще про культуру. Если мы говорим о том, чтобы сохранить здоровье человека, если он еще не родился, – здесь говорили о ранних стадиях беременности, – но правильно здесь было сказано и о том, что если этот человек зачат нездоровыми, алкоголизированными людьми, то ничего хорошего из этого тоже не получится. Поэтому и о культуре, и о физической культуре, и о других составляющих, от которых зависит здоровье человека и нации в целом, здесь забывать нельзя.
Теперь несколько замечаний по поводу того, что здесь прозвучало в дискуссиях.
Мы исходим из того, что за предыдущие лет десять-двенадцать слишком мало внимания уделялось здравоохранению, особенно его первичному звену. Я уже говорил, что укомплектованность составляет всего 56 процентов. Произошло это по понятной причине: в начале 90-х годов, в 1991 году, мы передали все здравоохранение и образование на муниципальный уровень и не позаботились о том, чтобы обеспечить их источниками финансирования. Естественно, все это начало постепенно разваливаться и пришло в то состояние, в котором находится сегодня.
Вместе с тем, закрепляя за муниципалитетами и соответствующими уровнями власти и управления те или иные сферы деятельности, в частности первичное звено медицины, образование, – а мы с вами это будем делать и в 131-м законе – мы должны понять, что не можем закрепить за муниципалитетами разруху и нищету. Мы обязаны сделать необходимые шаги для того, чтобы создать условия для развития наряду с передачей реальных источников финансирования, должны создать базовые условия для поддержания того уровня, который должен быть достигнут в ближайшие два-три года, и для развития этого первичного звена здравоохранения. И в этом направлении мы будем действовать. Поэтому принято решение поддержать с федерального уровня это первичное звено.
Нужно, конечно, подумать и о налогообложении на землю, я согласен с этим. Но, вы знаете, мы же должны развивать разные виды оказания медицинских услуг населению. И если мы будем стимулировать чисто государственные услуги и не создавать базовых условий для развития других видов услуг, то мы можем затормозить развитие этих видов. Давайте подумаем над вопросом, не будем делать поспешных выводов.
Здесь также прозвучало два мнения. Первое – что не нужно бояться оказывать помощь первичному звену: педиатрам, участковым врачам, медсестрам этого звена, – не нужно бояться обидеть некоторых других медицинских работников. Прозвучала и другая точка зрения.
В связи с этим мне хотелось бы сказать вот что. Конечно, мы не должны ничего бояться, вообще ничего не нужно бояться. Вместе с тем лучше никого не обижать, а лучше заранее подумать не только о том, как избежать подобных проблем, а как их не создавать. У нас есть возможности это сделать в рамках той модернизации системы здравоохранения, которая предлагается Правительством России. Что имею в виду? Прежде всего имею в виду количественное увеличение госзаказа на высокотехнологичную медицинскую помощь и вообще госзаказа на оказание медицинских услуг у специалистов, с одной стороны, плюс к этому увеличение тарифов на оплату этих услуг. И если мы сможем реализовать эту программу – а я уверен, что начиная уже со следующего года Правительство будет обязано это сделать, – то тогда это неизбежно должно будет привести и к повышению доходов специалистов, работающих в области медицины. Именно специалистов, а не работников первичного звена.
Это в значительной степени касается и высокотехнологичной медицинской помощи. По данным Министерства здравоохранения и социального развития, сегодня у нас в стране проводится примерно 60 тысяч сложных операций, а потребность, по приблизительным оценкам, – полмиллиона. Поэтому мы должны увеличивать этот госзаказ и в федеральных учреждениях, но не забывать, как здесь было сказано, об учреждениях высокого уровня, уже имеющихся в регионах. Мы должны и туда давать этот государственный заказ, чтобы эти услуги, которые уже можно предоставлять в регионах, были востребованы, а эти учреждения, оказывая качественную медицинскую помощь, получали таким образом поддержку со стороны государства.
И это тоже вполне возможно. Отмечу, что если в этом году мы проводим только 60 тысяч сложных операций, то в следующем году их намечено 128 тысяч, а через год уже 180 тысяч. То есть каждый год будет происходить увеличение в разы от базы сегодняшнего года. Рассчитываю на то, что Министерство здравоохранения и социального развития с этими цифрами справится.
Без всяких сомнений, нужно уделить гораздо больше времени, внимания и средств диспансеризации. Сегодня нужно с сожалением констатировать, что такой работы практически не проводится в отличие от советских времен. Средства, которые будут выделены уже в 2006 году, позволят провести эту работу в расчете как минимум на 15 миллионов человек.
И теперь очень чувствительная тема, которая меня тоже беспокоит. Не помню, кто здесь из коллег говорил по поводу строительства новых высокотехнологичных медицинских центров. Меня это беспокоит не потому, что они не нужны. Меня это беспокоит по двум причинам. Во-первых, мы не имеем право опять разводить долгострой и «закапывать» государственные средства на десятилетия вперед. Этого ни в коем случае нельзя допустить. Современные технологии и современные способы строительства, оборудования вполне позволяют нам это сделать за два-три года. Хочу только обратить внимание, что это абсолютно не должно быть связано с внутриполитическим календарем в стране: ни к выборам в Госдуму, ни к выборам Президента Российской Федерации в 2008 году это не должно быть приурочено. Это наша плановая работа, направленная на обеспечение качества жизни людей. Из этого и только из этого мы должны исходить. Но при этом мы не должны себе позволить распылять деньги и «закапывать» их в землю на десятилетия. Этого тоже нельзя допускать.
В этой связи хотел бы обратить внимание на то, что было сказано одним из коллег. Нам необходимо какое-то промежуточное звено между амбулаторной помощью, скажем, на селе и в небольших населенных пунктах и крупными региональными лечебными заведениями. Может быть, Министерство [здравоохранения и социального развития] должно подумать над этим. Имею в виду и те средства, которые выделяются на строительство новых высокотехнологичных центров. Но нельзя сказать, что сегодня их достаточно, – к сожалению, их недостаточно. Все-таки мы должны будем думать над тем, чтобы эту сеть приближать к территориям, чтобы эта сеть была равноценна и равным образом распределена по территории Российской Федерации, чтобы не заставлять людей ездить за получением высокотехнологичной медицинской помощи в Москву, Петербург или Волгоград. И поехать сложно, и это резко удорожает медицинскую помощь такого рода. Попробуйте поездить в крупный населенный пункт, поселиться в гостиницу, жить и ждать такой медицинской помощи. Нужно, конечно, приближать ее к населенным пунктам. Но делать это нужно очень аккуратно, под профессиональным и общественным контролем.
Все предложения, которые мы сегодня с вами здесь сформулировали и обсуждали, будут соответствующим образом изложены в поручениях Правительству Российской Федерации. И согласен с теми, кто считает, что необходимо оставить рабочую группу Госсовета для нашей совместной деятельности по этому направлению.
Хочу отметить, что основной целью нашей сегодняшней встречи является сопряжение наших усилий и выработка единого плана действий для достижения намеченных целей.
Всем спасибо за внимание.
http://president.kremlin.ru