Зам. директора Института развития образования ГУ - ВШЭ Ирина Абанкина:
Отказ от ЕГЭ - шаг назад в построении демократического общества

ПолитСибРу, 5 октября 2009 г.

Тема ЕГЭ не перестает будоражить российскую общественность. В этом году вся страна сдавала ЕГЭ как обязательный выпускной экзамен в школе и вступительный в вузы. Уровень сдачи по регионам был разный. Некоторые блистали 100-бальными результатами, которые впоследствии оказались «липовыми». Вчерашние 100-бальники по ЕГЭ сегодня показывают неудовлетворительные результаты в вузах.

Разобраться с этой ситуацией решил Рособрнадзор. Организаторы ЕГЭ в нескольких регионах РФ с поддельными результатами были уволены. В настоящее время в ряде вузов ведутся проверки на соответствие знаний первокурсников результатам единого госэкзамена.

О том, как в этом году проходил ЕГЭ в России, и как на общем фоне смотрится Алтайский край, на онлайн-конференции 30 сентября рассказала эксперт экономической комиссии Европы ООН, заместитель директора Института развития образования Государственного университета - Высшей школы экономики Ирина Абанкина:

Самыми сложными экзаменами остаются иняз, физика, химия и информатика

 

- ЕГЭ останется основной формой приема в вузы. В этом году студенты могли подавать результаты единого госэкзамена в любой вуз страны и на любую специальность. Из-за этого у вузов возникли трудности. Студент мог поступить сразу в десять вузов, а в какой именно он пойдет - руководству вузов было непонятно. Поэтому Минобрнауки будет урезать возможность подавать ЕГЭ сразу в неограниченное количество вузов. Абитуриенты должны остановиться примерно на пяти вузах и трех специальностях внутри вуза. Это устранит проблему для вузов при поступлении и облегчит приемную кампанию.

Олимпиады, безусловно, сохранятся как дополнительный механизм отбора талантливых ребят. Часть вузов сохранит право приема абитуриентов не в форме ЕГЭ. В основном это будет распространено на творческие специальности.

На мой взгляд, вузы лишат права из четырех рекомендованных Минобрнауки РФ предметов для сдачи ЕГЭ оставлять три на свой выбор. В этом году у вузов была такая возможность.

По-прежнему, остаются самыми сложными экзаменами - иностранный язык, физика, химия, информатика.

ЕГЭ создавался для того, чтобы вступительные экзамены в вузы были более честными. Но результаты экзамена во многих регионах оказались печальными.

Поэтому при поступлении в этом году по результатам единого госэкзамена планка по баллам устанавливалась так, чтобы большое количество ребят не оказалось с неудовлетворительными результатами. Был специально установлен невысокий порог по баллам.

Льготные условия останутся

- При зачислении в вузы льготников было не так уж много, как казалось при подаче документов. Обманчивая картина сложилась из-за возможности подавать документы в разные вузы и на много специальностей.

Льготные условия останутся, но, на мой взгляд, необходимо проверять, не являются ли льготники липовыми. Были такие ситуации, когда справки о сиротстве и инвалидности оформлялись за два дня до подачи документов в вузы. Поступление должно быть максимально честным.

Вдвое повысилась доля ребят с высоким уровнем знания из других регионов, поступивших в вузы Москвы и Санкт-Петербурга.

24 вуза получили право не принимать абитуриентов по ЕГЭ. Я считаю, что это справедливо. Некоторые специальности требуют другую форму проверки знаний, ЕГЭ в данном случае не совсем корректная форма проверки.

Алтайский край выбирает средне профессиональное образование

- На мой взгляд, в Алтайском крае очень много сделано сегодня для грамотной политики в образовательной сфере. Край участвует во многих проектах. К сожалению, результаты по ЕГЭ пока ниже среднего.

Можно отметить смену стратегии в Алтайском крае при выборе дальнейшего пути после окончания школы. Те студенты, которые понимают, что не справятся с ЕГЭ, выбирают для обучения не вузы, а профессиональные образовательные учреждения. Многие начальные и средние профессиональные учреждения переоборудовались в связи с этим. Во многих из них качественное оборудование. Таким образом, студент получает профессию и может впоследствии продолжить свое образование в вузе.

На данный момент много слабых вузов, поэтому сильные средние профессиональные учреждения могут составить им серьезную конкуренцию. Радует, что в Алтайском крае наметились современные тенденции, и выпускники готовы идти в профессиональные образовательные учреждения и получать профессию, а не гонятся за бумажкой о высшем образовании.

Принимать ли прошлогодние результаты ЕГЭ?

- Существует проблема: как оценивать результаты по ЕГЭ. У разработчиков единого экзамена была идея выставлять оценки по среднестатистическим результатам, то есть учитывать, как сдали по стране в общем, чтобы не было завышения или занижения результатов отдельно по регионам. Но в этом случае, результаты ЕГЭ за прошлый год нельзя засчитывать наравне с нынешним годом, так как уровень сложности постоянно меняется.

Было много разговоров, чтобы единый госэкзамен действовал два года независимо от сложности, а она меняется год от года. В конечном итоге было принято решение все же принимать прошлогодние результаты по ЕГЭ. Если один из экзаменов за прошлый год написан хуже, чем в этом году, то абитуриенту разрешается его пересдать, если оба экзамена ниже установленной нормы, то поступать можно только на следующий год.

Липовые 100-бальники - результат массовой истерии

- Во время проверки сдачи ЕГЭ было зафиксировано много нарушений. Разрешали пользоваться мобильными телефонами, конверты с экзаменационными контрольно-измерительными материалами были вскрытыми, учителя помогали в написании экзамена, передавали ответы. К сожалению, наблюдается достаточно массовая истерия - попробовать обмануть систему, продемонстрировать ее неэффективность.

Я думаю, что увольнение организаторов единого госэкзамена в некоторых регионах РФ справедливо. Рособрнадзору виднее, какая ситуация складывалась в регионах во время проведения ЕГЭ. Комиссия должна гарантировать честность проведения, честность выставления оценок. Необходимо усилить общественную составляющую во время сдачи экзамена.

Проверка 100-бальников предпринята правильно, но их не так уж и много.

Достаточно жесткие меры, которые предприняло Минобрнауки, были осуществлены в интересах поступающих. Это попытка отрегулировать процесс сдачи единого госсэкзамена, не дать ему стать бесчестным.

Без ЕГЭ в России не построить демократии

- Раньше в образовании не было системы, максимально единой и тем более независимой от школы. Ни школа, ни родители, ни сами ребята, в этой прозрачной системе не заинтересованы. Боятся сдать плохо ЕГЭ. Ведь все хотят учиться в высшем учебном заведении, но далеко не каждый может достойно учиться в вузе и стать специалистом высокого уровня.

Хотелось бы сделать шаг к реальному, прозрачному и демократическому обществу. Желание проскочить на халяву - проявление нашего менталитета. Отсюда возмущение по поводу ЕГЭ, которое меня очень удивило. Я не ожидала, что желание халявы у нас столь велико.

Система, которую сейчас пытается сформировать Минобрнауки с помощью единого госэкзамена, нарушается изнутри. Отказ от ЕГЭ - это шаг назад в стремлении к честному и демократическому обществу. Можно менять контрольно-измерительные материалы, но не полностью отказываться от ЕГЭ.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Закрыть
Оцените, насколько обращение к сайту было полезным для вас.
закрыть
Сообщение об ошибке
Орфографическая ошибка в тексте:
Отправить сообщение администратору сайта: