Молодежная политика в Стратегии развития социальной сферы Томской области до 2022 года
Выдержки из Приложения к постановлению
Законодательной Думы Томской области
от 31.10.2013 № 1531
«О Стратегии развития социальной сферы
Томской области до 2022 года»
Молодежная политика
Характеристика и проблемы отрасли
В сфере молодежной политики области отсутствуют бюджетные учреждения. Молодежная политика на областном уровне строится на основе организации различных мероприятий: проведения молодежных форумов, круглых столов, конкурсов социальных проектов, организации деятельности молодежных движений. Уровень вовлеченности молодежи в реализацию социальных проектов за 2008–2012 годы увеличился с 1 до 20 %. Молодежь стала субъектом законодательной инициативы в Законодательной Думе Томской области, благодаря деятельности Молодежного парламента Томской области.
В муниципальных образованиях области подходы к молодежной политике существенно различаются. В 2/3 муниципальных образований власти достаточно активно взаимодействуют с молодежной аудиторией, в том числе с неформальными молодежными движениями. Ряд городов и районов имеет местные программы по молодежной политике. Наиболее часто их содержание в основном сводится к реализации социальных молодежных проектов.
Проблемы:
1. Отсутствие развитой инфраструктуры и низкое кадровое обеспечение отрасли.
2. Недостаточное вовлечение молодежи в разработку и реализацию социальных проектов, направленных на решение социально-экономических проблем в Томской области.
3. Слабая система подготовки лидеров и руководителей детских и молодежных общественных организаций и объединений.
4. Недостаточное информационное и методическое обеспечение деятельности и низкий уровень содействия развитию и укреплению молодёжных организаций.
Цель:
«Эффективная молодежная политика, направленная на достижение конкурентоспособности молодежи Томской области»
Показателями результативности достижения данной цели являются:
удельный вес молодежи в возрасте 14–30 лет с активной гражданской позицией в общей численности населения данной возрастной группы, % – увеличение;
удельный вес молодежи (14–30 лет), положительно оценивающей возможности для развития и самореализации молодежи в Томской области, % – увеличение.
Для достижения данной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:
Задача 1. Формирование системы поддержки инициативной и талантливой молодежи, обладающей лидерскими навыками.
Решение данной задачи обеспечивается путем:
привлечения молодёжи к определению направлений социально-экономической политики Томской области;
активного привлечения молодежи к реализации социальных проектов, в т.ч. ключевых для развития соответствующих территорий;
привлечения молодежных лидеров к формированию молодежной политики на территории;
создания возможностей для выявления, обучения, продвижения, самореализации молодежных лидеров и молодежного актива, формирующегося по результатам работы в муниципальных образованиях;
поддержки волонтерского движения;
формирования площадок для обсуждения лучших практик молодежных проектов, для обмена опытом их участников;
поддержки молодежных инициатив, направленных на развитие территории проживания;
поддержки и развития молодежных и детских общественных организаций и объединений.
Показателями результативности решения задачи являются:
доля специалистов по молодежной политике на муниципальном и региональном уровне к количеству молодежи, проживающей на территории, на 10 тыс.человек, % – увеличение;
количество разработанных и реализованных молодежных проектов, ед. – увеличение;
количество участников, представляющих Томскую область на всероссийских конкурсах, фестивалях, мероприятиях, чел. – увеличение;
число молодежных и детских общественных объединений, включенных в областной реестр молодежных и детский общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой, ед. – увеличение.
Задача 2. Развитие гражданственности и патриотизма.
Решение данной задачи обеспечивается путем:
выявления основных нерешенных проблем, с которыми сталкивается молодежь на соответствующей территории; поощрения самоорганизации молодежи для их решения;
организации и проведения мероприятий, направленных на формирование гражданственности и патриотизма, межнационального взаимодействия в молодежной среде;
вовлечения молодежи в работу с трудными подростками, детьми-сиротами;
поддержки движения студенческих отрядов;
поддержки предпринимательства в молодёжной среде.
Показателями результативности решения задачи являются:
удельный вес молодежи (14–30 лет) – участников молодежных социальных проектов и мероприятий, % – увеличение;
обеспеченность региональными и муниципальными молодежными многофункциональными центрами, ед. – увеличение;
доля учащейся молодёжи, участвующей в движении студенческих трудовых отрядов, % – увеличение.
Механизмы реализации:
1. Организационные:
1) на региональном уровне необходимо:
обеспечить условия для обмена опытом молодежной активности;
проводить отдельные крупные молодежные акции, имеющие общеобластной характер;
осуществлять продвижение интересов молодежи при определении направлений социально-экономической политики Томской области и обеспечивать участие молодежи в их обсуждении;
2) на муниципальном уровне необходимо создание органов молодёжной политики.
2. Инфраструктурные:
создание многофункционального молодежного центра областного уровня, включающего в себя информирование молодежи по широкому спектру вопросов, реализацию программ и оказание услуг для удовлетворения потребностей молодежи.
3. Инструменты программно-целевого управления:
формирование постоянных каналов обратной связи между властью и молодежной аудиторией;
реализация молодежных форматов культуры, творчества, физической культуры и спорта;
поддержка молодежного кадрового резерва, предусматривающая обучающие программы для его членов;
формирование площадок для обмена опытом участия в государственном и муниципальном управлении, выделение и распространение лучших практик и историй успеха;
разработка целевых программ в сфере молодежной политики, направленных на активизацию взаимодействия с молодежью и поддержку молодежных инициатив.