Вопросы по бюджету (бюджетная обеспеченность, эффективность, налоги)
Почему из федерального бюджета в 2015-2016 году региональным бюджетам для частичного покрытия дефицита бюджетные кредиты предоставляются на льготных условиях под 0.1 % годовых, а в областном законе о бюджете на эти цели в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день заключения договора о предоставлении бюджетного кредита.
Городской округ ЗАТО Северск для сбалансированности бюджета вынужден был в декабре 2015 года осуществить заимствование у областного бюджета под 8.25 % годовых.
Бюджетные кредиты из федерального бюджета, распределяемые среди субъектов Российской Федерации, имеют строго целевой характер – погашение рыночных долговых обязательств, а также обязательное условие – сокращение региональной долговой нагрузки.
Бюджетные кредиты из областного бюджета, предоставляемые бюджетам муниципальных образований, не имеют целевого характера и не связаны с условиями сокращения долговой нагрузки муниципального образования.
При этом средства для выдачи муниципальным образованиям бюджетных кредитов область вынуждена занимать на рынке. Например, предоставляя в 2015 году Северску бюджетный кредит по ставке рефинансирования (8.25 %) Томская область привлекала кредитные средства с рынка по ставке 13.8 % годовых.
Областные департаменты требуют обеспечения достижения показателей по «дорожным картам», в том числе за счет средств местного бюджета (2 %) за счет проведения оптимизационных мероприятий муниципальных учреждений в отсутствии индексации расходных статей и приносящей доход деятельности этих учреждений.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 (далее – Указ) поручено обеспечить повышение заработной платы работников бюджетного сектора экономики с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, полученных за счет реорганизации неэффективных организаций.
На уровне федеральных министерств (Минтруд РФ) разработана форма оценки потребности в дополнительных финансовых ресурсах на повышение оплаты труда, одним из источников обеспечения потребности, предусматривают оптимизационные мероприятия.
Организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, обеспечение функционирования муниципальных учреждений культуры относятся к полномочиям ОМСУ.
К полномочиям субъекта РФ отнесено финансовое обеспечение реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с региональными нормативами расходов. В региональных нормативах расходов учтены нормативные соотношения численности педагогов к ученику, к прочему персоналу в зависимости от особенностей предоставления общеобразовательной программы.
Организация предоставления образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ, включая вопросы сети организаций, штатной численности работников, заработной платы отнесены к полномочиям ОМСУ.
Объем ассигнований на обеспечение дополнительных расходов по указанным государственным полномочиям, связанных с выполнением обязательств по заработной плате в муниципальных образовательных организациях, определяется в рамках дорожной карты исходя из численности педагогов, а не по региональным нормативам расходов.
В связи с этим, считаем обоснованным включение в Соглашения по «дорожным картам» обязательств, связанных с выполнением полномочий ОМСУ, по численности педагогических работников, по оптимизации сетевых показателей.
При этом результатом проведения оптимизационных мероприятий является эффективная сеть учреждений, и, как следствие – экономия средств, как местного, так и областного бюджетов.
В соответствии с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2016 году» (утв. Российской трёхсторонней комиссией в декабре 2015г.) рекомендовано в целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии, выполнения в 2016г. целевых значений показателя заработной платы и совершенствования системы оплаты труда педработников, осуществлять путём перераспределения средств, предназначенных на оплату труда (без учета РК и северных надбавок) с тем, чтобы оклады (должностные оклады) и ставки заработной платы составляли в образовательных организациях не менее 60 %.
Такие же рекомендации были в 2015 году, но остались без внимания. Сегодня процент составляет 20-25 %.
Особая проблема окладов обслуживающего персонала.
Из ответа Администрации Томской области на запрос О.В. Козловской:
В настоящее время во всех субъекта Российской Федерации реализуются:
1. «Майские» Указы Президента РФ, направленные на повышение эффективности социальной политики, а также поэтапное повышение до 2018 года заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы.
2. Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 годы (Распоряжение Правительства РФ от 6.11.2012 № 2190-р (далее – Программа), предусматривающая:
а. Совершенствование оплаты труда как основного персонала, так и руководителей бюджетных учреждений. Применительно к руководителям на федеральном уровне принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих их оплату труда. Во исполнение которых регионы и органы местного самоуправления должны усовершенствовать действующую систему оплаты труда, при этом устранить существующие диспропорции в оплате труда руководящих работников и основного персонала.
б. Утверждение для различных должностей и профессий рабочих профессиональных стандартов, а также норм труда и норм времени. Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 596 требуется увеличить производительность труда к 2018 году в 1.5 раза относительно уровня 2011 года. С этой целью субъектам РФ необходимо, в сроки установленные Программой, провести мероприятия по внедрению в учреждениях систем нормирования труда, так как с момента применения ранее действующих норм труда производственный процесс, а также оказание услуг претерпели существенные изменения (в работе используется высокотехнологическое оборудование, переоснащены помещения, улучшены условия труда и т.д.). В свою очередь на федеральном уровне уже приняты рекомендуемые нормы труда.
3. Проект Минздрава России (Рекомендации Минздрава России от 04.09.2014 № 16-3/10/2/6752) и Единые рекомендации на 2016 год, рекомендующие пересмотреть структуру заработной платы, увеличив ее базовую часть (например, в здравоохранении: 55 – 60 % на выплаты по окладам, в образовании: не ниже 60 процентов – на выплаты по окладам и т.д.).
Социальным кластером Томской области проведена комплексная исследовательская работа, которая показала, что корректировку системы оплаты труда и нормирование труда целесообразно объединить в единый Проект.
На территории Томской области в настоящий момент приступили к реализации:
– внедрения систем нормирования труда;
По этому вопросу изучен опыт других регионов (рес. Башкортостан, г.Уфа, Калужская область, г.Калуга), а для реализации данного проекта привлечены эксперты ФГБУ «НИИ ТСС Минтруда России».
– изменения структуры заработной платы (в рамках изменения действующей системы оплаты труда) работников, участвующих в реализации «майских» Указов Президента РФ. В настоящее время органами исполнительной власти Томской области проводится апробация оценочных темпов роста окладов с учетом районных коэффициентов и северных надбавок, применение темпов роста окладов относительно конкретных учреждений, в т.ч. с учетом муниципального уровня.
Необходимо отметить, что в условиях существующих бюджетных ограничений совершенствование действующей системы оплаты труда работников бюджетных организаций осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных Законом Томской области от 28 декабря 2015 года № 198-03 «Об областном бюджете на 2016 года и на плановый период 2017 и 2018 годов».
Бюджетная обеспеченность сельских поселений. В настоящий момент сельские поселения в большинстве дотационные. В том числе, сельские поселения просят рассмотреть вопрос о соответствии численности муниципальных служащих (работников) Администраций поселения исполняемым полномочиям. Полномочия постоянно добавляются, а финансово и дополнительной численностью не подкрепляется, как следствие – текучка кадров, неэффективное исполнение полномочий, административные наказания и штрафы.
Очень неравномерное распределение налогооблагаемой базы по муниципальным образованиям требует большого объема средств областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности районов, городских округов и поселений, и – соответственно – превалирования поступлений в региональный бюджет. Таким образом, реализуется закрепленное в Конституции право граждан на равный уровень государственных и муниципальных услуг независимо от места проживания, Однако это же не позволяет всем муниципалитетам быть финансово самодостаточными для исполнения закрепленных полномочий. Подобная ситуация и с консолидированными бюджетами муниципальных районов. Доля налоговых и неналоговых доходов в бюджетах поселений Томского района по итогам 2015 года разнилась от 16.5 % (Турунтаевское СП) до 68.2 % (Зоркальцевское СП).
Закрепление на постоянной основе за местными бюджетами дополнительных налоговых и неналоговых доходов или отчислений от них было бы неэффективным, так как львиная доля дополнительных доходов поступило бы в бюджетны наиболее развитых муниципалитетов. А увеличение бюджетной обеспеченности наиболее развитых муниципальных образований приведет к необходимости поднимать уровень бюджетной обеспеченности остальных муниципалитетов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Вместо этого Законодательной Думой внесены следующие предложения на федеральный уровень:
-о зачислении налога на добычу полезных общераспространенных ископаемых по месту добычи, а не по месту регистрации предприятия.
– об отмене льгот по местным налогам (земельному и налогу на имущество физических лиц), установленные федеральным законодательством, для реализации этого права органами местного самоуправления на местах. (Например: от уплаты НИФЛ освобождены физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, – в отношении творческих мастерских, ателье, студий; от земельного налога – объекты, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования).
– о совершенствовании методики кадастровой стоимости объектов недвижимости, используемых в качестве налоговой базы по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу;
– о наделении субъектов РФ полномочиями по передаче доходов от сумм денежных взысканий (штрафов), установленных законами субъектов РФ, на уровень муниципальных образований (поселений, городских округов).
До настоящего времени не решена задача по определению компетенции местного самоуправления. Вопросы местного значения зачастую обозначаются в общей форме: «создание условий…», «участие в…», «обеспечение условий…», «оказание содействия…», «содействие в развитии…». Это вызывает трудности в части определения содержания деятельности муниципальных органов. Достаточно затруднительно провести четкую грань между вопросами местного значения муниципальных образований и полномочиями субъектов Федерации и Российской Федерации. Немало проблем на практике связано и с тем, что на органы местного самоуправления нередко возлагаются не свойственные им задачи, имеющие подчас государственный характер Эта проблема отмечается в разрабатываемом в Совете Федерации докладе «Об основных направлениях государственной региональной политики в Российской Федерации».
В связи с этим целесообразно провести анализ соответствия полномочий органов местного самоуправления, закрепленных отраслевым законодательством, вопросам местного значения, установленным Федеральным законом № 131-ФЗ.
С 1 марта 2015 года распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления поселений. При этом в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации доходы от аренды и от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений, зачисляются в бюджеты муниципальных районов по нормативу 100 процентов. При этом в ряде поселений отсутствует технические, финансовые, кадровые ресурсы и интернет-ресурсов для осуществления указанных полномочий.
По итогам XI Съезда Совета муниципальных образований Томской области, который прошел апреле текущего года, Совету муниципальных образований дано поручение «Подготовить законодательное предложение о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части зачисления в бюджеты поселений доходов (части доходов) от продажи и передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков начиная с 1 января 2017 года».
Кроме того, считаем целесообразным дополнить действующее земельное законодательство нормами, допускающими возможность перераспределения законом субъекта РФ полномочий между органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских и сельских поселений в части распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Налог на недвижимое имущество – на основании каких данных и кто делает оценку стоимости каждой квартиры? Ведь каждый год стоимость может меняться, в зависимости от рыночной стоимости недвижимости.
Решение о введении налога на недвижимое имущество, объединяющего налог на имущество и земельный налог, пока не принято.
В настоящее время на территории Томской области налог на имущество физических лиц исчисляется, в соответствии с Налоговым кодексом, исходя из инвентаризационной стоимости объекта, определяемой по заключению оценки БТИ. Показатель рассчитывается с учетом площади квартиры, перечня коммуникаций (наличия либо отсутствия коммунальных удобств), года постройки дома, в котором находится оцениваемая жилая недвижимость. Инвентаризационная стоимость жилья, в большинстве случаев, существенно ниже рыночной и кадастровой стоимости, так как она фактически включает в себя только расценки на возведение конструкции, цены на материалы, работы и не учитывает такие важные факторы, как стоимость участка земли под зданием, расположение дома, комфортабельность жилья и иные важные характеристики жилой недвижимости.
С 1 января 2015 года Налоговый кодекс РФ пополнился главой 32 «Налог на недвижимое имущество физических лиц», предусматривающей переход на исчисление налога на имущество, исходя из его кадастровой стоимости. В Томской области в настоящее время решения о переходе не принято. Регионам необходимо осуществить переход на новую систему исчисления налога до 2020 года.
В соответствии с действующим законодательством государственная кадастровая оценка проводится не чаще чем один раз в течение трех лет и не реже чем один раз в течение пяти лет по решению органа исполнительной власти субъекта или органа местного самоуправления.
Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральных Стандартов Оценки (утвержденных Приказом Минэкономразвития от 20 июля 2007 года № 256). В настоящее время в Томской области действует около 200 оценщиков – физических лиц и примерно 30 – юридических лиц, свои услуги предлагают и оценщики из других регионов.
При переходе на исчисление налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости расширится круг налогооблагаемых объектов недвижимости. Помимо находящихся в собственности жилых домов, квартир, комнат в жилых помещениях, обложению налогом будут подлежать гаражи и строения на дачных участках, машино- места, оформленные в собственность (место на парковке) и незавершенное строительство, до настоящего времени необлагаемое налогом.
Кадастровая оценка будет учитывать расположение, площадь и год постройки недвижимости, таким образом она станет приближена к рыночной стоимости жилья.
Однако в отдельных случаях налог на имущество можно будет платить еще в меньших размерах, чем прежде. Дело в том, что по данному налогу не подлежат обложению квартиры 20 кв.м, для дома – 50 кв.м., для жилого помещения – 10 кв.м.
Следует отметить, что существенная разница между инвентаризационной стоимостью и кадастровой оценкой состоит еще и в том, что инвентаризационную оценку оспорить невозможно, поскольку она делается на основе технических регламентов, СНИПов и ГОСТов, а кадастровую – вполне осуществимо, так как там действуют коэффициенты. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в специально созданной комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суде. Для оспаривания кадастровой стоимости потребуется предъявить определенный пакет документов, подтверждающих право заявителя на данное имущество.
Порядок исчисления земельного налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка применяется на территории Томской области с 2006 года.
В настоящее время отработан механизм проведения государственной кадастровой оценки земель от проведения электронных аукционов по определению исполнителя работ по кадастровой оценке и утверждению результатов кадастровой стоимости до выявления недостоверных сведений и технических ошибок, оспаривания и пересмотра кадастровой стоимости.
Оказать содействие в решении вопроса о компенсации из областного бюджета значительных выпадающих доходов бюджета муниципального образования «Город Томск» в 2017-2019 г.г.:
– по налогу на имущество физических лиц – по причине не включения в налоговую базу введенных в эксплуатацию после 2013 года объектов жилой и нежилой недвижимости, по которым не определяется инвентаризационная стоимость;
– по земельному налогу – по причине оспаривания результатов введенной с 1 января 2015 года на территории муниципального образования «Город Томск» новой государственной кадастровой оценки земель, а также в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому с 1 января 2017 года по 1 января 2020 года на территории Города Томска будет применяться кадастровая стоимость земель, действовавшая на 1 января 2014 года.
По информации Администрации Томской области:
Анализ результатов государственной кадастровой оценки показал, что Томская область на текущий момент не готова к переходу на расчёт налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости в связи с необходимостью проведения новой государственной кадастровой оценки недвижимости (за исключением земельных участков). Результаты утверждённой кадастровой оценки (постановление Администрации Томской области от 20 сентября 2012года № 356а) имеют ряд существенных недостатков: в большинстве муниципальных образований произойдёт снижение поступлений налога на имущество физических лиц в случае перехода на новый порядок налогообложения; отсутствует информация о кадастровой стоимости всех объектов, имеющих инвентаризационную стоимость; присутствует несправедливая и рыночно необоснованная стоимость объектов.
9 марта 2016г. в Администрации Томской области состоялось заседание межведомственной рабочей группы по вопросам реализации мероприятий по повышению роли имущественных налогов в формировании областного и местных бюджетов с участием УФНС России по Томской области и Управления Росреестра по Томской области. По итогам совещания принято решение о проведении государственной кадастровой оценки недвижимости (за исключением земельных участков) в 2018 году.
Таким образом, переход на расчёт налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости ранее 2020 года не представляется возможным без проведения новой государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков).
Давать оценку выпадающих доходов по налогу на имущество физических лиц муниципального образования «Город Томск» только по объектам недвижимости, введённым в эксплуатацию с 2013 года некорректно. Необходимо производить комплексную оценку последствий перехода на расчёт налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости, что и было ранее осуществлено Департаментом экономики Администрации Томской области.
Учитывая, что в муниципальном образовании «Город Томск» с 1 января 2015 года ставки по налогу на имущество физических лиц увеличились со 106.5 % до 181.8 %, а также с 2015 года к инвентаризационной стоимости дополнительно применяется коэффициент-дефлятор, выпадающие доходы возникнут при переходе на расчёт от кадастровой стоимости до проведения новой государственной кадастровой оценки.
Федеральным законом от 3 июля 2016 года № З6О-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрены изменения в отношении применения результатов государственной кадастровой оценки. С 1 января 2017 года по 1 января 2020 года, применяется кадастровая стоимость объекта недвижимости, действующая на 1 января 2014 года, за исключением случаев, когда такая стоимость выше кадастровой стоимости, определенной после 1 января 2014 года. При прогнозе консолидированного бюджета Томской области на 2017-2019 годы, были учтены данные изменения. Так, оценка поступлений в муниципальном образовании «Город Томск» в 2016 году по земельному налогу составила 1 045 млн. рублей, прогноз поступлений в 2017 году-752 млн. рублей, в 2018 году- 784 млн. рублей, в 2019 году-818 млн.рублей.
Вопрос исполнения налоговых и неналоговых доходов муниципального образования «Город Томск» в 2017 году будет рассмотрен по итогам 9 месяцев 2017 года.