Рост цен, тарифов
Г. Асино
Когда будут регулироваться тарифы на ЖКХ?
До каких пор будут увеличиваться тарифы на услуги ЖКХ если уже сейчас бОльшая часть населения не способна их оплатить?
Установление цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), водоснабжение, водоотведение, тепловую энергию (мощность) на территории региона осуществляется Департаментом тарифного регулирования Томской области.
При этом Жилищным Кодексом РФ (ст.157.1) предусмотрено повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях не выше предельных (максимальных) индексов повышения.
Предельные индексы утверждаются Губернатором Томской области (на 2016 год – распоряжение от 30.11.2015 № 345-р). Так, по Асиновскому району установлен предельный индекс повышения размера платы за коммунальные услуги – 6.4 % с 1.07.2016г.
На величину тарифа на тепловую энергию влияют как внешние факторы (инфляция, изменение цен на топливо, электроэнергию, материалы, работы и услуги сторонних организаций и изменение налогового законодательства), так и факторы, связанные с эксплуатацией каждой конкретной системы теплоснабжения.
В Асино все котельные – угольные. Угольные котельные из-за отсутствия автоматики сложны в обслуживании, поэтому на них требуется постоянное присутствие персонала. Это приводит к более высоким расходам.
Кроме того, высокий тариф обусловлен тем, что Асино – город, где, в отличии от сельской местности, большая протяжённость сетей, и, как следствие, выше затраты на ремонт сетей и нормативные потери.
Газификация района, в том числе котельных, может привести к замедлению роста тарифов. Снижения тарифов не произойдет, т.к. инвестор, который привлекается для перехода на газ, должен вернуть вложенные средства.
В целях социальной защиты населения от роста платы за ЖКУ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 выплачиваются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. При этом законом Томской области от 08.06.2006 № 123-ОЗ предусмотрена возможность получения дополнительных мер социальной поддержки:
– ежемесячная компенсационная выплата на оплату дополнительной площади жилого помещения (дополнительная площадь – часть жилого помещения, которая превышает региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, не более чем на двадцать пять квадратных метров);
– ежегодная денежная выплата на приобретение и доставку твердого топлива.
Для получения предусмотренных видов поддержки гражданам необходимо обратиться в центр социальной поддержки населения района.
В 2016 году для Асиновского района предусмотрено 97.3 млн.рублей на выплату жилищных субсидий, из них 20.5 млн.руб.– на дополнительные меры поддержки. Кроме того, 79.2 млн.руб. будут направлены на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.
Почему на продукты питания и лекарства цены растут, а заработная плата и пенсия – нет?
По итогам 2015 года уровень потребительской инфляции в Томской области сложился ниже уровня Российской Федерации и составил 12.4 % (в целом по России – 12.9 %). Продовольственные товары (включая алкогольные напитки) в нашем регионе подорожали на 13.5 %, непродовольственные товары – на 12.7 %, платные услуги населению – на 10.4 %.
Для недопущения ускоренного роста цен на социально значимые продовольственные товары и продукты детского питания в Томской области принято постановление от 31.03.2015 № 107а «О применении максимальных торговых надбавок к ценам на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров». В зависимости от удаленности от областного центра торговым организациям рекомендовано устанавливать максимальные торговые надбавки к цене поставщика:
на продукты детского питания – от 20 % до 30 %;
на отдельные виды социально-значимых товаров питания (23 позиции)– от 15 % до 25 %.
Также в качестве стабилизационной меры Администрацией Томской области проводится работа по заключению Соглашений о взаимодействии между Администрацией региона и торговыми сетями.
На сегодняшний день Томская область по уровню стоимости минимального набора продуктов питания занимает 46 место среди 85 субъектов Российской Федерации, и стабильное 5 место среди 12 субъектов СФО (наименьшему значению показателя – наивысший рейтинг).
Ценовая ситуация на продовольственном рынке находится под контролем Администрации Томской области, в еженедельном режиме в торговых организациях региона осуществляется мониторинг розничных цен на социально-значимые продукты питания.
Порядок формирования цен на лекарственные препараты подразделяется на два вида:
– государственное регулирование (для жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее – ЖНВЛП);
– свободное ценообразование (лекарственные препараты, не входящие в перечень ЖНВЛП).
В соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» государственное регулирование цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП) осуществляется путем регистрации предельных отпускных цен производителей на федеральном уровне и установлением предельных оптовых и розничных надбавок на региональном уровне.
На территории Томской области размер оптовых и розничных надбавок установлен постановлением Администрации Томской области от 28 июля 2010 года № 150а. Установленные на территории Томской области надбавки сохраняются на неизменном уровне с 2012 года и среди 5 соседних регионов, входящих в Сибирский федеральный округ, Томская область занимает второе место по уровню наиболее низких установленных надбавок на ЖНВЛП не являющиеся наркотическими и психотропными лекарственными средствами. На лекарственные препараты, не вошедшие в перечень ЖНВЛП, цены государственному регулированию не подлежат и определяются аптечными организациями самостоятельно, исходя из затрат, связанных с закупкой, хранением, реализацией и т.д.
В рамках мероприятий по регулированию роста цен на лекарственные препараты Администрацией Томской области с марта 2015 года организован общественный контроль за ассортиментом и ценами на медикаменты с участием представителей депутатского корпуса и общественных организаций («народный контроль»).
Государство в соответствии с Трудовым Кодексом РФ устанавливает минимальные гарантии по оплате труда работников (ст.130). Среди них:
– величина минимального размера оплаты труда (в целом для Российской Федерации);
– повышение уровня реального содержания заработной платы (осуществляется за счет средств работодателя в рамках соглашений, коллективных договоров и иных локальных нормативных актов).
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в Российской Федерации с 1 января 2016 г., составляет 6204 руб., с 1 июля 2016г. он будет повышен до 7500 рублей (на 21 %).
В Томской области заключено Региональное соглашение, по которому минимальный размер заработной платы работника не может быть ниже МРОТ, с начислением на него районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях.
В соответствии с действующим законодательством в отрасли коммунального хозяйства, осуществляется государственное регулирование цен и тарифов. В настоящее время установлены равные тарифы, по которым управляющие организации закупают коммунальные ресурсы у коммунальных предприятий, и по которым управляющие организации оказывают коммунальные услуги гражданам. Таким образом, управляющие организации, осуществляют «коммерческую» деятельность себе в убыток.
Предложения:
– необходимо разобраться в причине возникновения коллизий законодательства, регулирующего порядок предоставления коммунальных услуг и порядок утверждения цен и тарифов, по которым коммунальные услуги предоставляются,
– необходимо привлечь к данной проблеме внимание органов, уполномоченных Правительством РФ, осуществлять регулирование цен и тарифов.
В силу ст. 161 Жилищного кодекса РФ управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме (МКД) за весь комплекс услуг, которые должны предоставляться в доме, в том числе за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать требованиям Правил, установленных Правительством Российской Федерации.
При этом все расходы, связанные с предоставлением коммунальных услуг, согласно действующему законодательству, должны включаться в состав платы за содержание жилого помещения (Жилищный кодекс РФ, постановление Правительства РФ от 15.05.2013 № 416).
В этой связи предложения по изменению законодательства в части предоставления УК возможности получения прибыли от данной деятельности, по привлечению к этой проблеме органов тарифного регулирования, не могут быть поддержаны.
В то же время вопрос возможного возникновения убытков у управляющих компаний в связи с оказанием ими коммунальных услуг рассматривается на федеральном уровне. Так, Минстроем России ведется разработка поправок Жилищный кодекс РФ, которые предусматривают введение прямых расчетов потребителей коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями. Внесение данного законопроекта в Государственную Думу РФ планируется в осеннюю сессию.
Рассмотреть возможность льготной тарификации электроэнергии, получаемой из возобновляемых природных ресурсов.
По информации Администрации Томской области:
Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) на электрическую энергию на очередной финансовый год в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Федеральной антимонопольной службой).
Утвержденные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти методические указания по установлению цен (тарифов) на электрическую энергию не предусматривают особенностей ценообразования или льгот в отношении электрической энергии, получаемой из возобновляемых природных ресурсов.
Таким образом, электрическая энергия, получаемая из возобновляемых природных ресурсов обращается на розничном рынке на общих принципах, за исключением случаев приобретения в целях компенсации потерь в электрических сетях электрической энергии, производимой квалифицированными генерирующими объектами. Законодательством предусмотрено, что сетевые организации должны осуществлять компенсацию потерь в электрических сетях в первую очередь за счет приобретения электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии или торфа квалифицированных генерирующих объектах, подключенных к сетям сетевых организаций. Данная мера направлена на стимулирование развития генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии или торфа.