Поддержка малого и среднего бизнеса в Томской области
Сейчас очень дорогие финансовые (кредитные) ресурсы. Слышали, про такие меры поддержки бизнеса, как субсидирование части процентов, уплаченных по кредитам на модернизацию оборудования, новое строительство производственных площадей. Считаете ли Вы эту мэру эффективной? Стоит ли продолжать ее реализацию, может быть расширить? Какие еще меры предпринимаются в этом направлении?
В Томской области действует широкий спектр мер государственной поддержки предпринимательства и инвестиционной деятельности: субсидируются затраты на уплату части процентной ставки по кредитам, на приобретение нового оборудования, предоставляются налоговые льготы.
Департаментом инвестиций Томской области производится возмещение части затрат по уплате процентной ставки по кредитным договорам в размере 8 % годовых, но не более 2.5 млн.руб. в год (форма поддержки не зависит от размера компании).
Департаментом промышленности и развития предпринимательства Томской области предоставляются субсидии на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в объеме до 50 % от затрат, связанных с приобретением и монтажом, но не более 10 % от стоимости оборудования в объеме до 3.0 млн.руб. в год.
Также по линии данных департаментов возможно получение государственной поддержки на возмещение части первоначального (авансового) платежа по лизингу в объеме до 85 %, но не более 3.0 млн.руб. в год, и лизинговых платежей в размере 8 % годовых, но не более 2.5 млн.руб. в год.
Данные меры являются востребованными со стороны, в первую очередь, субъектов малого и среднего предпринимательства, что говорит об их эффективности для бизнеса.
Что касается бюджетной эффективности, то, например, по такому виду поддержки как субсидирование части процентной ставки по кредитным договорам на каждый предоставленный рубль субсидий областной бюджет обратно получает более 3.5 рублей налогов. Это свидетельствует об эффективности поддержки и для бюджета, поэтому данную практику стоит расширять.
Сдерживающим фактором является отсутствие в настоящее время возможности для увеличения расходов областного бюджета для предоставления государственной поддержки (общий объем расходов на данные цели по Департаменту инвестиций Томской области на 2016 год – 23 млн.руб.).
В настоящее время ожидается приход в область федерального финансирования (ФБ – 81 млн., из них – 25 млн.рублей на модернизацию и лизинг). Конкурсы ориентировочно будут объявлены в сентябре-октябре.
В целях информирования предпринимательского сообщества на территории Томской области уже несколько лет функционирует сайт http://mb.tomsk.ru «Малый и средний бизнес Томской области», на сайте отражена подробная информация о возможных формах поддержки бизнеса и размещён размещён «Единый реестр мер государственной поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности в Томской области» (http://mb.tomsk.ru/static/files/news/2016/08/edinj-reestr-mer-podderzhki-tomskoj-oblasti2016.pdf), а также указана информация с адресами и телефонами центров поддержки предпринимательства в районах, на сайте есть опция получения онлайн-консультации.
Часто ли томские предприниматели обращаются с инициативой принятия или изменений региональных или федеральных актов?
Нужно отметить низкую активность бизнеса в части конкретных предложений по совершенствованию правовой базы федерального и регионального уровней.
Наиболее активно работает с законодательной Думой Томской области Ассоциация пищевиков. Ассоциация поднимала следующие проблемные вопросы, по которым областной Думой принимались либо обращения в Правительство РФ, либо готовились законодательные инициативы:
– обращение в Правительство об отмене системы «Платон»,
– поправки в закон о торговых сетях (не были поддержаны),
– поправки в проект закона об отмене строительства локальных очистных сооружения для бизнеса в случаях, если сброс в систему водоотведения соответствует нормативам,
– не поддерживали федеральные власти в вопросах ограничения объемов ПЭТ-упаковки.
Последние несколько лет были непростыми для бизнеса (кризисные явления, «новые экономические реалии»): что было предпринято Законодательной Думой Томской области для того, чтобы минимизировать негативные для бизнеса последствия?
По данным Администрации Томской области объем средств государственной поддержки малого и среднего бизнеса за счет областного и федерального бюджетов вырос с 257 млн. рублей в 2012 году до 543 млн. рублей в 2015 году.
На федеральном уровне:
С целью сохранения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход после 2018 года была разработан и 23 октября 2015 года направлен в Комиссию Совета Законодателей Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Комиссий проект не поддержан.
О.В. Козловская выступила на Гайдаровском форуме в панельной дискуссии с участием Председателя комитета по бюджету и налогам Государственной Думы РФ А.М. Макарова, в том числе, о необходимости сохранения легкоадминистрируемого и стабильного источника доходов местных бюджетов.
Голос томской областной Думы был услышан и депутатами фракции «Единая Россия» в Госдуме РФ (в т.ч. А.М. Макаровым) был внесен проект федерального закона, в соответствии с которым действие системы ЕНВД продлено до 2021 года. Закон принят (от 02.06.2016 № 178-ФЗ).
Региональный уровень
Принято 10 областных законов, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства:
- Патентная система налогообложения для 63-х видов предпринимательской деятельности;
- «налоговые каникулы» (на 2 года) для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в производственной, социальной и научной сферах, а также оказывающих бытовые услуги населению и применяющих патентную и упрощенную системы налогообложения;
- Снижена ставка по УСН для налогоплательщиков, работающих по системе «доходы» в приоритетных отраслях;
- Снижены до 7.5 % ставка по УСН и до13.5 % по налогу на прибыль организациям рыбохозяйственной отрасли;
- Создан институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей;
- Определена квота на участие предприятий малого и среднего бизнеса в системе госзакупок (не менее 15 % от совокупного объема закупок – с 01.01.2014г).
В 2013г. вдвое вырос размер фиксированного платежа в пенсионный фонд для индивидуальных предпринимателей, что привело к существенному сокращению общего числа малых и средних предприятий (в среднем по России – до 20 %. В Томской области – на 2.5 тыс.ед. или 8-10 %). Данное решение было снивелировано в 2014 году через дифференциацию суммы фиксированного платежа в зависимости от доходов ИП.
Учитывая то, что малый и средний бизнес ориентирован на внутренний спрос и особо чувствителен к сокращению денежных доходов и покупательной способности населения, идет процесс адаптации к текущей ситуации в экономике.
Меняется и структура малых и средних предприятий в пользу постепенного увеличения доли промышленных производств. Сегодня их доля в Томской области выше, чем в РФ (11.7 % против 10.6 %). В это число водят и малые наукоемкие и высокотехнологичные организации, что ведет к росту качества товаров и услуг. Доля оптово-розничных предприятий в Томской области ниже, чем в РФ (36.6 % против 39 %).
Какие отрасли и сферы предпринимательства являются наиболее перспективными для Томска в существующих условиях?
В Томской области перспективные направления для развития бизнеса (промышленности) заданы в Стратегии социально-экономического развития томской области до 2030 года.
Стратегический вектор развития промышленности и высокотехнологичных кластеров Томской области задан реализацией федерального проекта по созданию инновационного территориального центра «ИНО Томск», Концепция и план мероприятий (»дорожная карта») которого утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 января 2015 года № 22-р.
В рамках создания передовых производств предусматривается развитие инновационных кластеров совместно с крупным бизнесом, государственными корпорациями, университетами и наукоемкими компаниями (инновационный территориальный кластер фармацевтики, медицинской техники и информационных технологий Томской области, нефтехимический кластер, кластер ядерных технологий, включающий сервисные технологические компании, кластер возобновляемых природных ресурсов и др.), а также создание индустриальных парков.
Поддержка малого бизнеса в сфере глубокой переработки дикоросов
В рамках подпрограммы «Развитие сферы заготовки и переработки дикорастущего, пищевого сырья в Томской области» гос. программы «Развитие промышленного использования возобновляемых природных ресурсов Томской области» (утв. постановлением Администрации Томской области от 26.11.2014 № 432а) предусмотрена мера господдержки: «предоставление субсидий на возмещение части затрат, связанных с реализацией бизнес-проектов, направленных на развитие сферы заготовки и переработки дикорастущего, пищевого сырья в Томской области».
В 2015 году на этот вид господдержки из областного бюджета предоставлено около 9.5 млн. Рублей, в 2016 году средства не предусмотрены.
В рамках формирования проекта областного бюджета на 2017 год Департаментом потребительского рынка Администрации Томской области подана заявка о предоставлении на данные цели 30 млн.руб.
Уже воспользовались данным видом господдержки следующие организации и предприниматели Асиновского района:
– в 2014 и 2015 годах ИП Скурков С.Г. в размере 1.1 млн.руб. и 1 млн.руб. соответственно;
– в 2015 году ООО «Фабрика продуктов питания РусЛана» в размере 1 млн.руб.
Наряду с данным видом господдержки предприниматели могут получить господдержку в случае победы в конкурсе стартующего бизнеса, а также в форме субсидирования затрат по созданию, развитию или модернизации производства.