Постановление Законодательной Думы Томской области от 05.03.2024 № 1161 «Об отчете бюджетно-финансового комитета Законодательной Думы Томской области об итогах работы за 2023 год»

I. Организационные вопросы

В 2023 году в составе 7 созыва бюджетно-финансовый комитет Законодательной Думы Томской области, образованный в соответствии  с постановлением Законодательной Думы Томской области от 14.10.2021 № 6 «О структуре Законодательной Думы Томской области седьмого созыва», постановлением Законодательной Думы Томской области от 14.10.2021 № 7 «Об образовании комитетов Законодательной Думы Томской области седьмого созыва», а также постановлением Законодательной Думы Томской области  от 14.10.2021 № 13 (ред. от 18.11.2021) «О составах комитетов Законодательной Думы Томской области седьмого созыва», действовал в составе: Куприянец А.Б. (заместитель Председателя Законодательной Думы Томской области, председатель комитета), Бородин В.И., Громов О.В., Дорофеев Д.С., Журавлев Ю.Б., Начкебия А.М., Собканюк Е.М., Фёдоров А.Г.

В организации своей работы комитет руководствовался Регламентом Законодательной Думы Томской области, принятым постановлением Законодательной Думы Томской области от 26.07.2012 № 460; Положением о комитете Законодательной Думы Томской области, утвержденным постановлением Думы  от 22.11.2001 № 1085; Планом законотворческой деятельности Законодательной Думы Томской области на первое полугодие 2023 года, утвержденного постановлением Законодательной Думы Томской области от 28.02.2023 № 675 «О плане законотворческой деятельности Законодательной Думы Томской области на первое полугодие 2023 года»; Планом законотворческой деятельности Законодательной Думы Томской области на второе полугодие 2023 года, утвержденного постановлением Законодательной Думы Томской области от 24.08.2023 № 920  «О плане законотворческой деятельности Законодательной Думы Томской области на первое полугодие 2023 года»; поступившими предложениями субъектов права законодательной инициативы в Законодательной Думе Томской области.

Кроме того, депутаты комитета выполняли решения и поручения, принятые Законодательной Думой Томской области.

Деятельность бюджетно-финансового комитета осуществлялась в постоянном взаимодействии с другими комитетами Думы, Контрольно-счетной палатой Томской области, Администрацией Томской области и иными исполнительными органами государственной власти Томской области, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Томской области, прокуратурой Томской области, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области, Управлением Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Томской области, органами местного самоуправления Томской области, иными организациями Томской области.

В 2023 году действовали три постоянных комиссии бюджетно-финансового комитета: комиссия по бюджету (председатель Собканюк Е.М.), комиссия по налогам (председатель Громов О.В.), комиссия по имуществу (председатель Начкебия А.М.). Составы комиссий определены постановлением от 22.12.2021 № 127 «О составах постоянных комиссий бюджетно-финансового комитета Законодательной Думы Томской области».

В 2023 году проведено 15 заседаний комиссий бюджетно-финансового комитета, рассмотрено 18 вопросов.

В 2023 году бюджетно-финансовым комитетом проведено 14 заседаний комитета. На заседаниях комитета рассмотрено 104 вопроса, в том числе 34 проекта законов Томской области. Всего комитетом подготовлено к рассмотрению  на собраниях Законодательной Думы Томской области 112 постановлений, касающихся социально-экономического положения Томской области, бюджетной, финансово-кредитной и налоговой политики, межбюджетных отношений  с муниципальными образованиями Томской области, областной и муниципальной собственности. Бюджетно-финансовый комитет обсудил на своих заседаниях и подготовил для принятия в окончательной редакции 30 законов Томской области (8 из которых – базовые).

Деятельность депутатов комитета носила открытый характер: заседания комитетов освещались аккредитованными средствами массовой информации, информация о работе регулярно публиковалась на официальном сайте Думы, члены комитета систематически выступали на телевидении, радио и в печатных средствах массовой информации.

II. Основные направления деятельности Комитета:

  1. Бюджетное законодательство

По направлению подготовлены и приняты в окончательной редакции 20 законов Томской области (в 2022 году – 19 законов), из которых 6 являются базовыми  (в 2022 году – 6 законов), 1 – о признании утратившим силу (в 2022 году – 1).

Основным направлением деятельности бюджетно-финансового комитета является работа над главным финансовым документом области – законом  об областном бюджете. Комитетом подготовлены для рассмотрения на собраниях Думы следующие принятые законы Томской области:

«О внесении изменений в Закон Томской области «Об областном бюджете  на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» – 3 закона;

«Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» (принят постановлением от 25.12.2023 № 1080);

«О расходах областного бюджета, обеспечивающих инвестиционную  и инновационную деятельность в Томской области, на 2024 год» (принят постановлением от 25.12.2023 № 1081).

В целях реализации контрольных полномочий Законодательной Думы Томской области, обеспечения открытости и прозрачности бюджетного процесса комитетом  проведены:

  • публичные слушания по годовому отчету об исполнении областного бюджета за 2022 год  (публичные слушания прошли  в заочной форме с 15 по 19 мая 2023 года включительно). Поступило 32 предложения. В ходе публичных слушаний участники предлагали направить средства областного бюджета на ремонт дорог,  на строительство, капитальный ремонт и благоустройство школ, детских садов, домов культуры. Одно из предложений касалось финансирования программы «Бюджетный дом». Вопросы жителей также затронули тему собственных доходов области и инвестиционной политики в регионе, модернизации жилищно-коммунального хозяйства в районах области, повышения заработной платы работникам бюджетной сферы. Результаты публичных слушаний Законодательной Думы Томской области оформлены протоколом, который размещен на сайте Законодательной Думы Томской области;
  • общественные обсуждения по проекту закона «Об областном бюджете  на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» (общественные обсуждения состоялись с 30 октября 2023 года по 3 ноября 2023 года включительно). Поступило 20 предложений. В ходе общественных обсуждений было предложено направить средства областного бюджета на ремонт автомобильных дорог, строительство и капитальный ремонт социальных учреждений, обновление трамвайного и троллейбусного парка, приобретение пожарных машин, газификацию, субсидирование авиаперелетов для студентов. Результаты общественных обсуждений Законодательной Думы Томской области оформлены протоколом, который размещен на сайте Законодательной Думы Томской области.

Все поступившие в ходе публичных слушаний и общественных обсуждений вопросы и предложения  рассмотрены, проработаны, в том числе с привлечением Администрации Томской области. По всем обращениям подготовлены и направлены ответы.

При подготовке Закона Томской области «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» к рассмотрению во втором чтении комитетом обеспечено проведение заседаний согласительной комиссии, сформированной на паритетных началах из депутатов Думы и представителей Администрации Томской области и иных исполнительных органов государственной власти Томской области (по 11 человек с каждой стороны) и руководимой сопредседателями – Председателем Думы и заместителем Губернатора Томской области – начальником Департамента финансов Томской области. Согласительная комиссия начала свою работу 24 ноября и завершила - 1 декабря 2023 года. Проведено 5 заседаний, подписано 5 протоколов, сформирован реестр решений согласительной комиссии по предложениям  и замечаниям к проекту закона Томской области «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» (реестр направлен всем депутатам Законодательной Думы Томской области).

В работе согласительной комиссии принимали участие заместитель Председателя Законодательной Думы Томской области, председатель бюджетно-финансового комитета – член согласительной комиссии: Куприянец А.Б., а также депутаты комитета Журавлев Ю.Б. и Фёдоров А.Г., не входившие в состав согласительной комиссии.

Согласительной комиссией приняты решения по 185 предложениям, поступившим от субъектов права законодательной инициативы. Предложения поступили от 20 депутатов Законодательной Думы Томской области и от Думы города Томска.

В 2023 году бюджетно-финансовым комитетом проведена работа по принятию Закона Томской области «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» (принят постановлением от 25.12.2023 № 1084). Комитет также работал над законами о внесении изменений в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов – бюджет фонда корректировался 2 раза.

В течение 2023 года бюджетно-финансовый комитет осуществлял текущий и последующий финансовый контроль исполнения областного бюджета, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области. По представлению комитета Думой приняты следующие нормативные правовые акты:

  • Закон Томской области «Об исполнении областного бюджета за 2022 год» (принят постановлением от 25.05.2023 № 816);
  • Закон Томской области «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области за 2022 год» (принят постановлением от 25.05.2023 № 817).

Кроме того, в соответствии с бюджетным законодательством в 2023 году  в комитете рассматривалась информация о ходе исполнения областного бюджета  в 2023 году и об изменениях, внесенных в сводную бюджетную роспись областного бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

В целях законодательного обеспечения бюджетного процесса на территории Томской области и его совершенствования в 2023 году комитет подготовил  к принятию следующие законы Томской области, регулирующие бюджетный процесс:

1) Закон Томской области «О внесении изменений в Закон Томской области «О бюджетном процессе в Томской области» (принят постановлением от 30.03.2023 № 715). Изменения в действующий закон внесены в целях установления возможности проведения по проекту областного бюджета и годовому отчету об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год не только публичных слушаний,  но и общественных обсуждений;

2) Законы Томской области «О внесении изменения в статью 1 Закона Томской области «О предоставлении межбюджетных трансфертов» (приняты постановлениями от 30.03.2023 № 717, от 28.09.2023 № 944, от 28.09.2023 № 945, от 25.12.2023 № 1089), которые устанавливают новые расходные обязательства Томской области по предоставлению межбюджетных трансфертов, а также корректируют установленные ранее расходные обязательства. Согласно внесенным изменениям из областного бюджета предоставляются межбюджетные трансферты в форме иных межбюджетных трансфертов на поощрение муниципальных управленческих команд, на приобретение подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования для перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок (бюджету муниципального образования «Каргасокский район»), а также на финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных районов, городских округов Томской области по оказанию помощи многодетным семьям, семьям, находящимся  в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении, по приобретению, установке и обслуживанию автономных дымовых пожарных извещателей в жилых помещениях;

3) Закон Томской области «Об утверждении Дополнительных соглашений  о реструктуризации обязательств (задолженности) Томской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам» (принят  постановлением от 28.02.2023 № 643). В соответствии с дополнительными соглашениями сроки погашения реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам на общую сумму  635,1 млн рублей перенесены с 2022 года на 2029 год;

4) Закон Томской области «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Томской области» (принят постановлением  от 25.12.2023 № 1083). Признаны утратившими силу отдельные положения законов Томской области об областном бюджете в связи с актуализацией размеров окладов денежного содержания по всем должностям государственной гражданской службы Томской области, должностных окладов лиц, замещающих государственные должности Томской области, минимального и максимального значения диапазонов должностного оклада лиц, замещающих должности муниципальной службы с учетом коэффициентов индексации, указанных в данных законах Томской области  об областном бюджете;

5) Закон Томской области «О внесении изменений в Закон Томской области «О межбюджетных отношениях в Томской области» и Закон Томской области «О бюджетном процессе в Томской области» (принят постановлением от 30.11.2023 № 1021). Внесены изменения в Закон Томской области от 13 августа 2007 года  № 170-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Томской области» в целях совершенствования нормативного правового акта и приведения его в соответствие  с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Изменения в Закон Томской области от 11 октября 2007 года № 231-ОЗ «О бюджетном процессе в Томской области» внесены в части уточнения полномочий участников бюджетного процесса: Законодательной Думы Томской области, Администрации Томской области и Департамента финансов Томской области, а также в целях совершенствования положений о внесении изменений в  сводную бюджетную роспись;

6) Закон Томской области «О внесении изменений в статью 2 Закона Томской области «О дорожном фонде Томской области» (принят постановлением от 30.11.2023 № 1022). Изменения в действующий закон внесены в целях совершенствования нормативного правового акта и приведения отдельных его положений в соответствие  с федеральным законодательством;

7) Закон Томской области от 30 августа 2023 года № 67-ОЗ «О внесении изменений в Закон Томской области «О реализации полномочий органов государственной власти Томской области, установленных Федеральным законом  «О концессионных соглашениях» (принят постановлением Законодательной Думы Томской области от 24.08.2023 № 896) предусматривает наделение Законодательной Думы Томской области полномочиями по утверждению и расторжению заключенных Томской областью концессионных соглашений. Также Законом предусматриваются полномочия Администрации Томской области на принятие решения о заключении концессионных соглашений в отношении объектов, права собственности на которые принадлежат или будут принадлежать Томской области (в том числе инвестиционные проекты по созданию инновационной образовательной среды (кампусы);

8) Закон Томской области от 29 сентября 2023 года № 80-ОЗ «Об утверждении заключения концессионного соглашения о создании современного межвузовского кампуса в г. Томске» (принят постановлением Законодательной Думы Томской области от 28.09.2023 № 942). Законом реализуются полномочия Законодательной Думы Томской области, установленные Законом Томской области от 06.09.2016  № 109-ОЗ «О реализации полномочий органов государственной власти Томской области, установленных Федеральным законом «О концессионных соглашениях», которыми предусмотрено, в том числе, утверждение законами Томской области заключения и расторжения подписанных концессионных соглашений в отношении объекта концессионного соглашения, право собственности на который принадлежит или будет принадлежать Томской области.

В 2023 году с участием бюджетно-финансового комитета проведено заседание Координационного совета по местному самоуправлению при Законодательной Думе Томской области (6 декабря 2023 года), на котором первый заместитель начальника Департамента финансов Томской области выступила с докладом «Об областном бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов».

По итогам заседания принято решение рекомендовать Администрации Томской области продолжить работу, направленную на обеспечение сбалансированности местных бюджетов, в том числе за счет стимулирования органов местного самоуправления в развитии налоговой базы и повышения эффективности расходов местных бюджетов; осуществлять мониторинг снижения задолженности по уплате налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты и учитывать информацию мониторинга при оказании дополнительной финансовой помощи соответствующему муниципальному образованию в течение финансового года.

Представительным органам местного самоуправления рекомендовано  не допустить образования просроченной кредиторской задолженности по принятым расходным обязательствам по итогам 2023 года; принять сбалансированные местные бюджеты на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов до начала очередного финансового года; взвешенно подходить к участию в государственных программах Томской области и реально оценивать возможности местного бюджета  по обеспечению обязательного объема софинансирования.

В 2023 году осуществляла работу постоянная комиссия по бюджету бюджетно-финансового комитета. В её составе депутаты: Собканюк Е.М. (председатель комиссии), Базаев К.М., Михайлов С.Н., Юденко П.Н.  За отчетный период комиссией были рассмотрены и приняты решения по следующим вопросам:

  • о ходе реализации Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в части введения единого налогового счета (ЕНС);
  • о софинансировании расходов местных бюджетов на благоустройство дворовых территорий (в том числе в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды»).

2. Налоговое законодательство

По направлению подготовлены и приняты в окончательной редакции 5 законов Томской области (в 2022 году – 5 законов), из них 1 – базовый.

В числе основных итогов законотворческой деятельности Комитета в 2023 году по реализации налоговой политики приняты следующие важнейшие законы:

1) Закон Томской области от 13 марта 2023 года № 6-ОЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 6 Закона Томской области «О налоге на имущество организаций» (принят постановлением Законодательной Думы Томской области  от 28.02.2023 № 644). Закон распространяет действие льготы по налогу на имущество организаций на весь период концессионного соглашения. Данная потребность обусловлена длительностью концессионных проектов (15 – 20 лет) и необходимостью наличия правовых оснований для исключения расходов на уплату налога  на имущество организаций в момент заключения соглашения. Наличие данной льготы позволяет снизить (на величину налога на имущество организаций) расходы концедента на возмещение эксплуатационных затрат  концессионера;

2) Закон Томской области от 12 апреля 2023 года № 20-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области в сфере налогообложения» (принят постановлением Законодательной Думы Томской области от 30.03.2023№ 716).

Законом продлены до 1 января 2025 года «налоговые каникулы» в виде налоговой ставки в размере 0 процентов для впервые зарегистрированных налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения либо упрощенную систему налогообложения и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной, научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению, а для УСН –еще и услуг по предоставлению мест для временного проживания. К данным категориям предпринимательской деятельности отнесено более 40 видов деятельности в каждой системе налогообложения (в УСН и в ПСН). Продление сроков действия льготной ставки налога позволит вовлечь в экономику Томской области новых предпринимателей, создать новые предприятия, дополнительные рабочие места, а также увеличить поступления от налога на доходы физических лиц;

3) Закон Томской области от 12 июля 2023 года № 56-ОЗ «О внесении изменения в статью 4 Закона Томской области «О налоге на имущество организаций» (принят постановлением Законодательной Думы Томской области от 29.06.2023 № 837).

Законом предусмотрено предоставление некоммерческим организациям налоговой льготы в отношении имущества, создаваемого в целях обеспечения комфортных и безопасных условий городской среды, а также инженерной защиты набережной реки Ушайки в городе Томске. Льготный период устанавливается бессрочно, начиная с 2019 года (введение в эксплуатацию первой очереди строительства единого недвижимого комплекса, созданного в рамках обустройства набережной реки Ушайки в городе Томске).

Необходимость оказания поддержки некоммерческим организациям обусловлена тем, что деятельность данных организаций в основном осуществляется за счет средств пожертвований благотворителей и субсидий из бюджетов  и не направлена на получение дохода;

4) Закон Томской области от 30 ноября 2023 года № 106-ОЗ «Об установлении коэффициента, отражающего особенности рынка труда Томской области,  на 2024 год» (принят постановлением Законодательной Думы Томской области  от 30.11.2023 № 1026).

В связи с необходимостью ежегодного установления субъектами Российской Федерации значения регионального коэффициента, отражающего особенности рынка труда при исчислении налога на доходы физических лиц для некоторых категорий иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму, настоящий Закон устанавливает на 2024 год на территории Томской области размер регионального коэффициента, равный 2.

Установленный коэффициент позволит частично снизить издержки производства в строительстве и обрабатывающих отраслях производства, вызванные необходимостью адаптации к новым экономическим условиям, поиску новых поставщиков и рынков сбыта, модернизации производства, на фоне ограничения поставок импортного оборудования и комплектующих, роста цен на материалы,  при повышенной волатильности национальной валюты и роста ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.

В 2023 году осуществляла работу постоянная комиссия по налогам бюджетно-финансового комитета 7 созыва. В ее составе депутаты: Громов О.В., Базаев К.М., Никулин Д.В., Юденко П.Н. За отчетный период состоялось 9 заседаний комиссии  (из них 4 заочно). Рассмотрено 11 вопросов, в том числе проекты законов Томской области в сфере налогов и сборов:

1. «О внесении изменений в статьи 4 и 6 Закона Томской области «О налоге  на имущество организаций»;

2. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области в сфере налогообложения»;

3. «О внесении изменения в статью 4 Закона Томской области «О налоге  на имущество организаций»;

4. «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Томской области  «О предоставлении дополнительных налоговых льгот организациям, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории Томской области»;

5. О проекте закона Томской области «Об установлении коэффициента, отражающего особенности рынка труда Томской области, на 2024 год».

Также постоянной комиссией в течение года была рассмотрена информация Управления федеральной налоговой службы по Томской области и Администрации Томской области по важным для экономики региона темам:

  • «О ходе реализации Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в части введения единого налогового счета (ЕНС)»;
  • «О ходе реализации Закона Томской области «О введении в действие специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» на территории Томской области»;
  • «О предварительных итогах кадастровой оценки объектов недвижимости  на территории Томской области и о влиянии изменения кадастровой стоимости объектов недвижимости на налоговую нагрузку физических лиц и доходы муниципальных образований»;
  • «Анализ уровня налоговой нагрузки налогоплательщиков, применяющих патентную систему налогообложения (ПСН) по видам деятельности в разрезе муниципальных образований Томской области с учетом выручки, полученной  с применением контрольно-кассовой техники. Предложения по корректировке ПСН»;
  • «Оценка уровня налоговой нагрузки плательщиков УСН в Томской области, в сравнении с налоговой нагрузкой по России в разрезе отраслей. Налоговая отдача плательщиков УСН (доля налоговых платежей по УСН, НДФЛ и имущественным налогам в налоговых платежах консолидированного бюджета Томской области)».

Вопросы были рассмотрены совместно с постоянными комиссиями по бюджету и по имуществу, по итогам рассмотрения были приняты соответствующие рекомендации.

3. Вопросы управления и распоряжения государственной собственностью Томской области

По направлению подготовлены и приняты в окончательной редакции 3 закона Томской области (в 2022 году – 2) и отдельно 39 постановлений Законодательной Думы Томской области (в 2021 году – 48), из них:

1) Закон Томской области «О внесении изменения статью 12 Закона Томской области «О порядке управления и распоряжения государственным имуществом Томской области» (принят постановлением Законодательной Думы Томской области от 25.05.2023 № 825) принят в целях совершенствования порядка заключения, изменения, прекращения трудового договора с руководителем областного государственного учреждения;

2) Закон Томской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области в целях уточнения порядка распоряжения государственным имуществом Томской области»» (принят постановлением Законодательной Думы Томской области от 28.02.2023 № 660).

В целях совершенствования порядка распоряжения государственным имуществом Томской области изменения были внесены в Закон Томской области  от 13 апреля 2004 года № 53-ОЗ «О порядке управления и распоряжения государственным имуществом Томской области» (далее – Закон № 53-ОЗ), Закон Томской области от 4 мая 2016 года № 44-ОЗ «О промышленной политике в Томской области» (далее – Закон № 44-ОЗ).

В Закон № 53-ОЗ внесены изменения в части:

‑ разграничения полномочий в отношении областного государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Томской области;

‑ уточнения полномочий Администрации Томской области в сфере управления и распоряжения областным государственным имуществом;

‑ приведения в соответствие с федеральным законодательством в части архивного дела, некоммерческих организаций, а также в части использования понятия «исполнительный орган государственной власти Томской области»;

‑ уточнения органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя областного государственного учреждения;

‑ исключения необходимости согласования с уполномоченным областным органом по управлению областным государственным имуществом решений  об отнесении имущества областного государственного автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества или об исключении имущества из категории особо ценного движимого имущества;

‑ перераспределения полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в Казне Томской области;

‑ уточнения полномочий уполномоченного областного органа по управлению государственным имуществом по принятию решения об отчуждении движимого имущества.

Абзац второй статьи 7.1 Закона № 44-ОЗ признан утратившим силу, поскольку указанная норма противоречит положениям Закона № 53-ОЗ;

3) Закон Томской области «О внесении изменения в статью 9 Закона Томской области «О приватизации государственного имущества Томской области» (принят постановлением Законодательной Думы Томской области от 24.08.2023 № 897).

В отчетном периоде комитетом подготовлены к принятию 30 проектов постановлений Законодательной Думы Томской области по передаче государственного имущества:

– о предоставлении государственного имущества Томской области  в безвозмездное пользование (принято 3 постановления);

– о согласии на передачу в безвозмездное пользование (принято  27 постановлений Думы: приняты решения о передаче имущества в безвозмездное пользование федеральным, муниципальным учреждениям, общественным организациям, религиозным организациям и др).

В 2023 году бюджетно-финансовым комитетом совместно с Контрольно-счетной палатой Томской области проведена значительная работа по подготовке  к утверждению Законодательной Думой Томской области 4 отчетов об управлении и распоряжении государственной собственностью Томской области, представленных Администрацией Томской области:

1) Отчет о результатах передачи в аренду и безвозмездное пользование областного государственного имущества за 2022 год (утвержден постановлением  от 29.06.2023 № 838);

2) Отчет об исполнении прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Томской области за 2022 год (утвержден постановлением от 29.06.2023 № 839);

3) Отчет о деятельности областных государственных унитарных предприятий  за 2022 год (утвержден постановлением от 24.08.2023 № 898);

4) Отчет о результатах управления и распоряжения областным государственным имуществом за 2022 год (утвержден постановлением от 24.08.2023 № 899).

Кроме того, в феврале, августе и сентябре 2023 года внесены изменения  в действующий план (программу) приватизации в части актуализации перечня имущества, включенного в план приватизации. Рассмотрены и приняты на собраниях Законодательной Думы Томской области проекты постановлений «О внесении изменения в постановление Законодательной Думы Томской области от 27 октября 2022 года № 449 «О прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества Томской области на плановый период 2023-2025 годов».

В октябре был принят Прогнозный план (программа) приватизации государственного имущества Томской области на плановый период 2024-2026 годов (утвержден постановлением от 26.10.2023 № 993).

В 2023 году бюджетно-финансовым комитетом ЗДТО проведен мониторинг Закона Томской области от 9 июля 2019 года № 70-ОЗ «О предоставлении государственного имущества Томской области в аренду и безвозмездное пользование» (далее – Закон № 70-ОЗ).

В целях мониторинга была запрошена, обобщена и проанализирована информация Администрации Томской области, Контрольно-счетной палаты Томской области за период  2018 – 2022 годов.

Проведен анализ состояния регионального законодательства и субъектов Российской Федерации в исследуемой сфере.

На основании анализа полученной информации, а также по результатам проведения контрольных, экспертных и экспертно-аналитических мероприятий, изучения замечаний и предложений органов исполнительной власти Томской области и иных поступивших замечаний и предложений выявилось, что Закон № 70-ОЗ полностью соответствует федеральному и региональному законодательству.

Вместе с тем предлагается рекомендовать:

Администрации Томской области:

  • провести работу с владельцами имущества по вопросу повышения качества, полноты и своевременности предоставления в уполномоченный орган (ДУГС) сведений об изменении или прекращении договоров аренды и безвозмездного пользования;
  • рассмотреть вопрос равноценного взаимодействия с федеральными структурами по предоставлению областного и федерального имущества  в безвозмездное пользование при наличии соответствующей потребности.

Бюджетно-финансовому комитету Законодательной Думы Томской области:

  • продолжить мониторинг правоприменения Закона Томской области  от 9 июля 2019 года № 70-ОЗ «О предоставлении государственного имущества Томской области в аренду и безвозмездное пользование».

В 2023 году осуществляла работу постоянная комиссия по имуществу бюджетно-финансового комитета. Председатель комиссии – депутат Начкебия А.М. В работе комиссии приняли участие депутаты: Базаев К.М., Дроздов Ю.В., Прудников И.И.

За отчетный период состоялось 4 заседания комиссии, на которых рассмотрено 4 вопроса, в их числе:

  1. План работы постоянной комиссии по имуществу бюджетно-финансового комитета Законодательной Думы Томской области на 2023 год;
  2. Информация об итогах деятельности и перспективах развития  АО «Санаторий «Чажемто» и ОГБУЗ «Санаторий «Чажемто»;
  3. Проект постановления Законодательной Думы Томской области  «О результатах мониторинга правоприменения Закона Томской области от 09.07.2019 № 70-ОЗ «О предоставлении государственного имущества Томской области в аренду и безвозмездное пользование»;
  4. Информация «О предварительных итогах кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Томской области. Влияние изменения кадастровой стоимости объектов недвижимости на налоговую нагрузку физических лиц и доходы муниципальных образований».

4. Взаимодействие с Контрольно-счетной палатой Томской области

В отчетном периоде бюджетно-финансовый комитет осуществлял работу  с 20-ю отчетами Контрольно-счетной палаты Томской области о проверках законности, обоснованности и результативности использования средств областного бюджета и областного имущества, реализации государственных программ, проведенных в соответствии с утвержденными планами работы Контрольно-счетной палаты на 2022 – 2023 годы. В работе с отчетами Контрольно-счетной палаты бюджетно-финансовый комитет взаимодействовал с Администрацией Томской области.

Бюджетно-финансовым комитетом предметно рассмотрен и подготовлен  к принятию Думой отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Томской области в 2022 году (принят постановлением от 25.04.2023 № 764).

На собрании Законодательной Думы Томской области по рекомендации комитета на должность председателя Контрольно-счетной палаты Томской области была назначена Жалонкина И.Ю. (принято постановление от 25.05.2023 № 814),  на должности аудиторов Контрольно-счетной палаты Томской области были назначены Буков А.В., Зорина С.В., Гальцова О.С., Кузьмина Т.Н. (приняты постановления от 28.09.2023 №№ 938, 939, 940,941).

В 2023 году бюджетно-финансовым комитетом проведена работа по принятию Закона Томской области «О внесении изменения в Закон Томской области «О Контрольно-счетной палате Томской области» (принят постановлением от 30.11.2023 № 1024). Изменения в действующий закон внесены в целях предоставления возможности на основании соглашений с представительными органами муниципальных образований возложить часть полномочий  по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля на Контрольно-счетную палату Томской области. В связи с уточнением и расширением полномочий Контрольно-счетной палаты Томской области были внесены изменения  в постановление Законодательной Думы Томской области «О внесении изменения  в постановление Законодательной Думы Томской области от 28 июля 2011 года  № 4571 «Об установлении штатной численности Контрольно-счетной палаты Томской области» (принято постановление от 30.11.2023 № 1025) в целях увеличения штатной численности на 6 единиц, не относящихся к государственным должностям Томской области.

Кроме того, комитетом подготовлен и внесен на рассмотрение Законодательной Думы Томской области проект постановления «О поручениях Законодательной Думы Томской области для Контрольно-счетной палаты Томской области на 2024 год» (принято постановление от 25.12.2023 № 1109). В перечень поручений включены 18 экспертно-аналитических мероприятий, в том числе:

анализ эффективности использования средств областного бюджета, направляемых в разных формах на финансирование деятельности некоммерческих организаций (за исключением бюджетных учреждений);

оценка эффективности управления и распоряжения объектами недвижимого имущества государственной собственности, в том числе объектами культурного наследия федерального и регионального значения;

экспертиза решений органов местного самоуправления об установлении ставок налога на имущество физических лиц в целях анализа поступлений  в консолидированный бюджет Томской области. Мониторинг снижения количества объектов капитального строительства, расположенных на территориях муниципальных образований, имеющих кадастровую стоимость, но не имеющих оформленного права владения;

анализ поступлений в областной бюджет платы за использование лесов  на территории Томской области;

оценка эффективности и соответствия региональных налоговых льгот, освобождений и иных преференций по региональным налогам целям Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года  и государственных программ Томской области;

анализ деятельности администраторов доходов консолидированного бюджета Томской области в части платежей, уплачиваемых в целях возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам муниципального (местного) значения транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;

анализ структуры и объемов незавершенного строительства объектов и невостребованной проектно-сметной документации, реализации мероприятий  по снижению объемов и количества объектов незавершенного капитального строительства областной государственной и муниципальной собственности  (с привлечением средств областного бюджета) по состоянию на 01.01.2024;

анализ хода реализации Регионального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями»;

анализ эффективности использования средств, выделенных из областного бюджета в рамках подпрограммы «Создание комплексной системы обращения  с твердыми коммунальными отходами» государственной программы «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов», включая оценку реализации исполнительными органами власти полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

анализ эффективности использования средств областного бюджета, выделенных в 2022 - 2023 годах на мероприятия подпрограммы «Развитие рыбохозяйственного комплекса Томской области» государственной программы «Развитие сельского хозяйства, рынков сырья и продовольствия в Томской области»;

анализ использования субсидий, предоставленных из областного бюджета муниципальным образованиям Томской области на софинансирование платы концедента по концессионным соглашениям в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства.

5. Совершенствование федерального законодательства по предметам ведения бюджетно-финансового комитета

В 2023 году комитетом рассмотрено 37 проектов федеральных законов  (по предметам ведения бюджетно-финансового комитета), прошедших регистрацию  в Совете Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Кроме того, рассмотрено и поддержано обращение Законодательной Думы Хабаровского края к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Володину В.В.

Постановлениями Думы поддержано 28 федеральных законопроектов.

6. Работа с обращениями юридических и физических лиц, депутатов Законодательной Думы Томской области, органов местного самоуправления Томской области

За отчетный период в комитет поступило 112 писем и обращений граждан, организаций, депутатов Законодательной Думы Томской области, органов местного самоуправления Томской области. Большая часть из них посвящена просьбам  о предоставлении информации и разъяснений по нормативным правовым актам Томской области в сфере ведения бюджетно-финансового комитета, об оказании финансовой помощи местным бюджетам и общественным организациям,  о предоставлении в безвозмездное пользование помещений. Все поступившие документы рассмотрены, проработаны, в том числе с привлечением Администрации Томской области. По всем обращениям подготовлены и направлены ответы.  По некоторым – приняты необходимые решения Администрации Томской области, органов местного самоуправления.

7. Выполнение протокольных поручений, принятых Законодательной Думой Томской области

В 2023 году на исполнении в бюджетно-финансовом комитете находилось  в работе 1 протокольное поручение, поступившее в 2022 году.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Закрыть
Оцените, насколько обращение к сайту было полезным для вас.
закрыть
Сообщение об ошибке
Орфографическая ошибка в тексте:
Отправить сообщение администратору сайта: