Настроить закон на новую технологическую реальность
Спикер Законодательной Думы Томской области Оксана Козловская выступила на совместном заседании Комиссии законодателей при Федеральном Собрании РФ по образованию и науке с законодательными органами государственной власти регионов - членов АИРР, которое состоялось в Калуге.
Фото пресс- службы Законодательного Собрания Калужской области
Главный вопрос, на котором заострила свое внимание Оксана Витальевна - подготовка кадров для внедрения новых технологий. Квалифицированные кадры сегодня - ключевое условие прихода инвесторов в регион. Причем каждый регион создает свои модели повышения качества трудовых ресурсов, прежде всего, за счет конкурентоспособного образования.
Эксперты отмечают, сегодня дефицит квалифицированных кадров в технологических сферах экономики России достиг одного миллиона человек. Более половины компаний уже испытывают нехватку производственно- технического персонала. Еще треть - инженерных кадров. По мнению Оксаны Козловской, задача образования: подготовить и переобучить это количество специалистов для новых рынков во всех сферах жизни общества.
Большое значение в решении этой задачи имеет среднее профессиональное образование. В последнее время в его модернизацию вкладываются значительные ресурсы. Внедряются новые образовательные стандарты для перспективных профессий. Под них создаются современные мастерские и лаборатории. Растет активность бизнеса в развитии чемпионатного движения с оценкой квалификации участников по мировым стандартам. Кадровое обеспечение высокотехнологичных отраслей экономики все больше приобретает комплексный характер.
Но, к сожалению, серьезных успехов в этой важной сфере пока не достигнуто. По оценке Агентства развития национальной системы квалификаций, 83% работодателей в стране считают уровень подготовки выпускников в системе среднего и высшего профессионального образования - средним и низким. Одна из главных причин – разрывы между стихийным спросом и актуальными потребностями в кадрах в условиях небывалой смены технологий и обновления компетенций. Знания быстро устаревают. Средний «период жизни» современного навыка-4,5 года. Оксана Козловская считает, что в этих условиях востребована активная самостоятельность человека, готового постоянно учиться, повышать свою квалификацию.
Спикер Законодательной Думы Томской области выделила и еще одну проблему. Новые технологии требуют особого внимания к практическому обучению на настоящем производстве. И здесь есть масса узких мест. Например, Федеральный закон « Об образовании в РФ» предусматривает прохождение студентами учебных практик. Но бизнес считает, что современным специалистам этого слишком мало. Причем понятие «практическая подготовка обучающихся», формы ее организации в федеральном законе не отмечены. Да и механизмы сетевого взаимодействия не подкреплены финансово - правовой основой. Эти вопросы несколько раз обсуждались и в Государственной Думе, и в Совете Федерации. Свои предложения по этой проблеме от имени регионов вносила и Комиссия Совета законодателей.
В своем выступлении Оксана Витальевна остановилась и на важнейшем инструменте сокращения разрывов между спросом и предложением трудовых ресурсов - оценке квалификации персонала.
- Основа для оценки квалификации - профессиональный стандарт. Более 100 стран мира уже идут по пути развития института независимой оценки квалификации. Именно этот инструмент позволяет отличить профессионала от дилетанта - отметила спикер Законодательной Думы Томской области - второй год пилотные регионы отрабатывают совмещение двух систем оценки уровня профессионализма: государственную аттестацию и независимую оценку (НОК). Первую оценивают преподаватели, вторую - подтверждает бизнес. Особое внимание уделяется потребностям цифровой экономики и массовым квалификациям. Задача - совместить эти две процедуры. Но, главное - повысить конкурентоспособность выпускников колледжей на рынке труда и доверие работодателей к качеству образования. А значит, увеличить внебюджетное финансирование образовательных организаций и уровень трудоустройства в регионе –
Спикер обозначила проблемное звено в сфере подготовки кадров. Устаревшую систему образования, не поспевающую за быстро меняющейся ситуацией на рынке труда. На данный момент в 69 регионах создано 343 Центра оценки квалификаций. В Томской области таких Центров-4. В сфере строительства, сварочных работ, безопасности и занятости, похоронного дела. Более 25 тысяч человек в стране получили свидетельства о квалификации. Создан единый федеральный Реестр квалифицированных кадров. Но система образования пока не соответствует системе квалификаций. И бизнес далеко не всегда признает квалификацию специалиста, записанную в дипломе. Тревожит и то, что большинство руководителей и работников просто не информированы об этой системе.
- Регионы сами определяют приоритетные отрасли, где необходимо в первую очередь иметь НОК персонала. А это неизбежно потребует обновления правового поля - рассказала Председатель Законодательной Думы Томской области.
По словам Оксаны Витальевны, такой опыт в регионах только формируется. Томская область входит в десятку регионов - лидеров, имеющих практику работы НОК в строительной отрасли по широкому кругу компетенций. Например, в этом году из 35 студентов томского коммунально - строительного техникума,31 прошел независимую оценку по компетенции «сухое строительство и штукатурные работы». И этого явно недостаточно для покрытия дефицита квалифицированных кадров в отрасли. Есть и другой пример. В рамках взаимодействия с крупными компаниями, такими как Газпромнефть, Сибур в Томской области создается Кроссиндустриальный центр технологических разработок. Здесь уже востребованы специалисты с межсекторальными компетенциями. Значит, в ближайшее время потребуются и междисциплинарные Центры оценки компетенций. А система профессионального образования должна будет предложить новые механизмы подготовки таких кадров в колледжах и университетах.
- По всем этим направлениям еще предстоит очень много сделать - резюмировала Оксана Козловская - важно настроить законодательство на новую технологическую реальность. Это - совместная работа двух ветвей власти в каждом регионе. Иногда ряд вопросов, которые сложно продвигаются на федеральном уровне, исполнительная власть может вынести на площадку законодательных органов. А коллективные предложения регионов в рамках нашей Комиссии Совета законодателей - направить в Палаты Федерального Собрания РФ, или обозначить нашу консолидированную позицию на парламентских слушаниях. Такие формы работы дают результат и нам есть смысл их использовать.