Уважаемые депутаты! Самым значимым событием марта 2018 года для каждого жителя России, да и мира, стали выборы Президента страны.

Особенность нынешней президентской кампании – высочайшая гражданская активность избирателей во всех регионах, от Камчатки до Калининграда. За действующего Главу государства проголосовали без малого 57.0 миллионов россиян или 77 % избирателей. В непростой ситуации внешних и внутренних вызовов такая консолидация – безусловное признание и поддержка проверенного временем курса на укрепление российской государственности, дальнейшее развитие страны.

Уважаемые коллеги!

Сегодня хочу остановиться на проблеме, которая всколыхнула всю страну. Это – вопросы взаимоотношений бизнеса и контрольно-надзорных органов. С одной стороны – это административные барьеры, сдерживающие развитие экономики. Но, главное, это – границы свобод и ограничений предпринимательства ради безопасности и здоровья наших людей.

В Томской области, как и по всей России, идут проверки объектов массового пребывания людей. Мы договорились с Администрацией, что результаты этой работы рассмотрим на апрельском заседании Думы.

Убеждена, Кемеровская трагедия заставит переосмыслить в том числе, и приоритеты идущей контрольно – надзорной реформы, начиная с правового поля.

Напомню, сегодня в стране действуют почти 200 видов государственного контроля и надзора. БОльшая половина из них – исключительная компетенция федеральных органов (этим занимаются 44 ведомства). Еще треть – совместно осуществляют органы власти разных уровней. Остальные – полномочия регионов и муниципальных образований.

При этом, почти 90 % всех видов контроля и надзора приходятся на 15 федеральных структур (среди них: ФНС, ФАС, МЧС, Минкомсвязь, Минэнерго, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, правоохранительные органы).

А в Томской области – 16 органов исполнительной власти обеспечивают 19 видов регионального контроля. Плюс – переданные полномочия федерального центра. Аналогичная ситуация и в других субъектах.

Органы местного самоуправления также наделены этими правами. Прежде всего, в сфере земельных отношений.

По мнению Правительства, сложившаяся контрольная система страны – громоздка, затратна и, как мы видим, неэффективна. А, значит – должна кардинально меняться.

Именно поэтому цель «Реформы контрольно-надзорной деятельности» – за семь лет вдвое уменьшить размеры вреда жизни, здоровью людей, сократив административную нагрузку на добросовестный бизнес.

Пока по ряду показателей контрольной деятельности Россия отстает от стран международной организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Например, по уровню смертности на производстве – в три раза, из-за отравлений алкоголем – в 20 раз. А привычным результатом работы контрольных ведомств, все еще остается «число проверок» бизнеса. Кстати, ежегодно в стране их проводится около 2 миллионов.

На практике многочисленные проверки не всегда защищают россиян от несвоевременного оказания медицинской помощи, нарушений условий труда, некачественных продуктов, лекарств и безопасности в общественных местах. Кемеровская трагедия – яркое тому доказательство. Обращений по этим вопросам на наших депутатских приемах – немало.

Задача, поставленная Президентом страны – уйти от повсеместного контроля только в те зоны, где риск максимален. Решить ее предстоит на основе рискориентированного подхода, который призван коренным образом изменить культуру и порядок взаимодействия контрольно-надзорных органов и бизнеса.

Согласитесь, задача – весьма непростая! И для страны и для регионов.

Мы с вами уже включились в этот процесс, поддержав на прошлом заседании Думы проект федерального закона «О государственном и муниципальном контроле в РФ», предлагая считать основной обязанностью контролирующих органов оказание консультативной помощи бизнесу. Опыт такой у нас есть. Уже несколько лет областная Контрольно-счетная палата по результатам проверок совместно с Администрацией корректирует нормативно – правовую базу. Цель – исключить правовые пробелы и предупредить возможность нарушений впредь.

Уважаемые коллеги!

Напомню, реформа в России идет второй год.

В прошлом году федеральный центр установил семь приоритетных видов регионального контроля. Среди них: жилищный, ветеринарный, экологический, строительный надзор, лицензионный контроль по управлению многоквартирными домами, розничной торговлей алкоголем и в области долевого строительства.

Кстати, Томская область – вошла в число 42 регионов, выполнивших основные показатели по ним.

Следующий шаг – категорирование объектов бизнеса по классам опасности (или риска). Все это позволяет сосредоточить плановые проверки на предприятиях с более высокими рисками, как правило, на средних и крупных.

Отдельная тема – малый бизнес. В отношении него введен трехлетний мораторий на проверки. Но, вновь вернусь к трагедии в Кузбассе, это не должно исключать ответственность за безопасность и жизни людей.

Хочу также отметить, что регионам сложно внедрять новые подходы к контрольно-надзорной деятельности, так как и Правительство РФ до сих пор не утвердило критерии рисков по всем видам регионального контроля.

Ключевую позицию в вопросах реформы сегодня занимает Генеральная прокуратура России, которая координирует деятельность контрольно-надзорных органов в стране на всех уровнях власти. Эту тему в ходе «информационного часа» затронет прокуратура Томской области.

Уважаемые депутаты!

По итогам 2017 года число проверок в области – сократилось, а общее количество нарушений – возросло. Причина – рост обращений граждан. Лидерами выявленных нарушений стали сфера жилищного (50 %), экологического контроля (21 %) и даже архивное дело (9 %).

Один пример. До сих пор не все компании передают документы в архивы при ликвидации юридических лиц. А, значит, они не поступают и в налоговые органы. Результат – люди теряют в пенсиях, бюджеты – в доходах. Причина –отсутствие ответственности за НЕпредоставление документов в федеральном законодательстве. Значит, над ликвидацией этого пробела нам вместе с Администрацией надо поработать.

Теперь о тех, кто проверяет. Реформа контрольно- надзорных органов предполагает иное качество компетенций инспекторского состава. Современный контролер (инспектор) обязан уметь оценить состояние инфраструктуры, ее безопасность, бизнес- процессы и технологии, которые постоянно меняются. А это требует специальной непрерывной подготовки.

В этом году всего по стране будут обучаться более 20.0 тысяч человек, включая и Томскую область. Наша задача, чтобы этим обучением были охвачены все контролеры.

Еще одна новация проводимой реформы – публичное обсуждение результатов правоприменительной практики с бизнесом. В нашем регионе впервые такие обсуждения провели все 12 федеральных структур и большинство региональных. Наиболее успешно эти обсуждения прошли в Федеральной налоговой службе, Государственной инспекции труда. В Роспотребнадзоре – даже с участием Губернатора.

Главная цель – открытое обсуждение с предпринимательским сообществом, общественными организациями наиболее частых нарушений и их причин. Причем, такие обсуждения должны проводиться ежеквартально.

Первые отклики – положительные. Хотя, всем участникам этого процесса еще очень много предстоит сделать, чтобы не только слушать, но и слышать друг друга.

Еще важнее, на наш взгляд, перейти к формату межведомственных публичных обсуждений этой работы с одновременным участием нескольких контрольных органов и объединениями предпринимателей. Кстати, инициатором в этом вопросе может выступить сам бизнес при поддержке областной власти.

Не могу не упомянуть о цифровизации контрольной работы. Суть ее – заменить прямые контакты бизнеса на безлюдные технологии. Примеры такие уже есть. Это и система ЕГАИС, контроль качества молока, хлеба, системы видеонаблюдения в образовательных организациях и на дорогах. Кстати, это ведет и к серьезным изменениям самого бизнеса.

Но, надо двигаться дальше, переходя к масштабному цифровому контролю за состоянием зданий и объектов большого скопления людей.

Эти вызовы и новации требуют совместной работы всех уровней власти, бизнеса, общественных организаций. Они трудоемки, затратны, но неизбежны. Поэтому принятие любого областного закона должно гарантировать, прежде всего, безопасность для человека.

Над этим нам и предстоит всем работать.

Теперь – о повестке собрания.

Всего мы рассмотрим – 31 вопрос.

1. Об итогах работы за прошлый год доложит областная Контрольно-счетная палата. Очень подробно отчет обсуждался на бюджетно-финансовом комитете. Было высказано много замечаний. Уверена, что и сегодня это обсуждение продолжится.

2. В повестке – отчеты о своей работе за 2017-й год двух Уполномоченных: по правам человека и ребенка за прошедший год. С каждым годом, по мнению людей, растет их авторитет и признание. Прежде всего, за счет неформального отношения к проблемам человека, решение которых зависит от разных ведомств. Именно Уполномоченные зачастую и выступают такими координаторами.

3. Нам предстоит обсудить существенные изменения в закон о бюджете этого года.

• на повышение МРОТ работникам бюджетной сферы с 1 мая этого года направим – более 1.0 млрд. рублей. Из федерального бюджета на эти цели мы получим лишь 220.0 млн. рублей.

• на выплаты семьям при рождении первого ребенка – почти 165.0 млн.руб.;

• на поддержку областных медицинских учреждений – 467.0 млн.руб.;

• И более 180.0 млн.руб. – на программу создания ясельных мест для детей от двух месяцев до трех лет. Из них – почти 31.0 млн.руб. – из областного бюджета.

4. В повестке – и поправки в три областных закона по совершенствованию процедуры независимой оценки качества услуг в культуре, социальном обслуживании, охране здоровья и образования.

Важно, что теперь областные ведомства будут обязаны размещать на своих сайтах меры по устранению недостатков и получать отзывы населения о качестве услуг.

5. Областной закон «О налоге на имущество организаций» устанавливает льготу на три года для инвесторов, которые вводят энергоэффективное оборудование. Такие законы уже работают в ХМАО, Тюменской области.

6. И в завершение. В 15-й раз в этом году мы подведем итоги конкурса на звание «Лауреат Премии Законодательной Думы Томской области». Приятно, что ежегодно растет число и уровень участников, а, значит, и престиж конкурса. В этом году в нем приняли участие почти 400 человек. Среди них представители 15-ти муниципальных образований, доктора и кандидаты наук, победители международных и всероссийских олимпиад и конкурсов. А самому младшему участнику – только исполнится 10 лет.

Спасибо за внимание!

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Закрыть
Оцените, насколько обращение к сайту было полезным для вас.
закрыть
Сообщение об ошибке
Орфографическая ошибка в тексте:
Отправить сообщение администратору сайта: